Бизнес
09.11.2018

«Транснефть» предлагает взглянуть на профориентацию через игру-стратегию

Статей на сайте: 16296

Проложить трубопровод, определить вязкость нефти, проверить давление в трубе – все эти технологические задачи вскоре смогут примерить на себя и попытаться решить томские школьники. На прошлой неделе в главном корпусе Томского политехнического университета состоялась презентация образовательного проекта, разработанного в стенах вуза. Проект реализован на онлайн-платформе «Агенты будущего» по заказу компании «Транснефть – Центральная Сибирь» и представляет собой систему для ранней проф­ориентации школьников.

Трехсторонний интерес

Первыми слушателями новой разработки стали участники Всероссийского форума образовательных практик – учителя естественно-научного цикла школ Томской области.

– В настоящее время профориентация школьников приобретает особый смысл – практико-ориентированный, – рассказывает заместитель начальника областного департамента общего образования Елена Вторина. – Сегодняшняя наша встреча проходит на площадке Томского политехнического университета, где пересеклись интересы системы общего образования, инженерного образования и работодателя в лице компании «Транснефть». Понятно, что здесь требуются специалисты с определенными компетенциями, а чтобы успешно подготовить школьника, нужны две составляющие: ученик должен хорошо знать предметные области (химию, информатику, математику) и применять эти знания хотя бы в игровой форме.

Зажигательная риторика технарей

Одной из проблем современного образования остается недостаточное внимание к практической стороне обучения. Ни для кого не является секретом тот факт, что интерес школьников к предметам естественно-научного цикла стагнирует.

– Если посмотреть на результаты ЕГЭ, то ситуация в целом по стране далека от идеала, – отмечает директор Центра управления контингентом студентов НИ ТПУ Алексей Васильев. – Наверное, никто не будет спорить с тем, что физику сдавать сложнее, чем обществознание, как и с тем, что реальных профессионалов – учителей естественных предметов, которые могли бы не просто давать знания, а еще увлечь, замотивировать ребятишек, в школах недостаточно. А это и есть проф­ориентационная работа.

По словам представителя ТПУ, сегодняшние вузы имеют дело с поколением, которое сильно отличается от предыдущих.

– Эти дети растут в условиях доступности Интернета, гаджетов, планшетов. На каком же языке с ними разговаривать, например, о физике? Достаточно ли лексикона учебника или стоит привносить в педагогическую практику риторику новой промышленной революции, нового технологического уклада? – ставил вопросы Алексей Васильев и сам же на них отвечал.

По его мнению, раз уж современные дети значительную часть своей жизни проводят в Интернете, значит, в этой же среде и нужно с ними взаимодействовать. И в качестве исходного продукта он представил собравшимся модель «Агенты будущего».

– Мы стремились соединить игру и классические предметы в рамках школьной программы, – пояснил представитель вуза.

– Модуль получил название «Магистраль», – подключается к разговору руководитель компании «Игровая инициатива» Дмитрий Иванов. – Он выполняет две основные задачи: знакомит школьников со сферой транспортировки нефти и неф­тепродуктов и связывает предметные знания с реальной производственной деятельностью компании «Транснефть – Центральная Сибирь».

По словам Дмитрия Иванова, игровая платформа «Агенты будущего» разработана совместно с томскими политехниками. На ней размещено более 20 различных модулей по профориентации школьников. Один из них связан с транспортировкой нефти, чтобы у ребят уже было представление и понимание о профессиональных сферах, и в первую очередь об инженерно-технической. Главное, что хотели донести разработчики, как взаимосвязаны профессии и производственные задачи со школьными предметами.

В «Магистраль» можно играть одному или группой из трех-четырех человек. Причем как в компьютерном классе в школе, так и дома. На одно занятие потребуется не меньше одного часа, а чтобы добиться определенных результатов, предполагается многократное прохождение сценария.

– Этой разработкой мы решали две задачи: профориентационную (чем занимаются люди на трубопроводах) и предметную (перенос знаний химии или физики на реальное производство), – подчеркивает Дмитрий Иванов. – В процессе игры ребята могут построить магистральный трубопровод, начиная с базового уровня. На следующем этапе они будут разбираться в технологических процессах, к примеру, для чего нужны неф­теперекачивающие насосы. На третьем уровне погружения, детальном, уже смогут работать с техническими и физическими параметрами модели. Например, рассчитать давление в трубе и напор перекачивающейся нефти.

Полгода ушло у разработчиков на создание «Магистрали». В течение этого времени группа Дмитрия Иванова активно взаимодействовала с представителями «Транснефти». Специалисты компании консультировали их, советовали, что включить в игровую модель, что упростить. Такая действенная обратная связь ­позволила в итоге получить адекватную модель.

Также свои предложения вносили преподаватели физико-технического лицея при ТПУ и кафедры транспортировки нефти и газа вуза.

Системный подход

– Думаю, что эта игра будет способствовать эффективному вхождению ребят в инженерную профессию. Сегодня игровые технологии активно внедряются в практику, поэтому я признательна производственникам за такое сотрудничество, – отмечает Елена Вторина.

Она также рассказала о том, что на тех территориях Томской области, где проходят трубопроводы «Транснефти», ее представители помогают поддерживать материально-техническую базу школ, занимаются ремонтом, оснащают их оборудованием. Причем работа эта ведется не точечно, а системно.

– Мы крайне благодарны этой компании, которая так внимательно относится к своему будущему. Это очень грамотный подход, потому что иногда производство не понимает, зачем вкладываться в школу, когда есть еще одно промежуточное звено в виде вуза, – поясняет Елена Вениаминовна. – А здесь, с моей точки зрения, абсолютно правильно поставлена задача и способы ее решения.

В первой шестерке

По словам Елены Вториной, уже с ноября в регионе меняется профориентационный вектор.

Дело в том, что Томская область вошла в число шести регионов, где начинается реализация проекта «Билет в будущее» в рамках нацпроекта «Образование». Модуль проекта «Агенты будущего» логично ложится в эту образовательную концепцию.

– «Магистраль» – это очень интересное направление, – подводит общий итог учитель химии школы № 4 Томска Ирина ­Михеева. – Тем более что дистанционное образование сейчас в моде. Использовать такую модель на уроках будет достаточно эффективно для повторения и закрепления новых знаний по химии, физике, математике. Эта игровая форма, думаю, станет очень популярна среди школьников старшего звена.

Завершил встречу Алексей Васильев словами о том, что совместные усилия школы, вуза, работодателя сегодня направлены на то, чтобы не просто сократить, но и вовсе ликвидировать разрывы в образовательном процессе. И тогда мотивированный школьник станет мотивированным студентом, который позже превратится в мотивированного сотрудника, а компетентный специалист любой корпорации – это прежде всего достояние и экономическая безопасность страны.

 

СПРАВКА «ТН»

С 2017 года на территории Томской области реализуется благотворительная программа школьного образования ПАО «Транснефть». Ее координатором в регионе выступает АО «Транснефть – Центральная Сибирь». В прошлом году на средства компании были оснащены кабинеты математики, физики, химии в Самусьской СОШ ЗАТО Северск и в двух школах Парабели.

В текущем году заключены договоры на материально-техническое оснащение лабораторным и демонстрационным оборудованием кабинетов физики, химии, математики школ № 4 и 5 Стрежевого. В 2019 году новое оборудование появится еще в восьми школах региона.

Автор: Татьяна Александрова

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1