Трасса, прием!

Ученые ТГАСУ предлагают бюджетные технологии производства дорожных работ

Экспериментальный километр

Два года назад в томском предместье появились экспериментальные участки по ремонту автомобильных дорог, общая протяженность которых составляет около километра. В течение этого периода на трассе Богашево – Лучаново – Стеклозавод проводятся исследовательские работы, призванные без значительных финансовых затрат увеличить несущую способность дорожных конструкций.

Инициаторами проекта выступили администрация Томской области, ректор ТГАСУ Виктор Власов, ОГКУ «Томскавтодор», сотрудники и студенты ТГАСУ. В результате был подписан договор между ТГАСУ и «Томскавтодором» на выполнение научно-исследовательской работы «Разработка технологии ремонта автомобильных дорог Томской области, мониторинг прочности и устойчивости дорожных одежд с основаниями из укатываемого бетона и регенерированного композита асфальтогранулобетона (АГБ)».

Не секрет, что сеть автомобильных дорог 70-го региона была сформирована в основном в 80-х годах прошлого столетия и соответствует нормам того времени. Но за последние десятилетия значительно изменился состав, интенсивность движения и осевые нагрузки от транспортных средств.

По мнению производственников и ученых ТГАСУ, одним из решений дорожного вопроса может стать усиление дорожных одежд с использованием в основании АГБ с последующим устройством слоев покрытия на ремонтируемых участках дорог.

Рецепт для дороги мечты

Практика применения переработанного асфальтобетонного покрытия на шоссейных дорогах начинается с 1915 года в США, при этом она не была распространена до 1970 года, когда из-за арабского нефтяного эмбарго выросли цены на вяжущие для асфальтобетонной смеси. В России первый опыт применения технологии повторного использования асфальтобетонного покрытия относится к концу 90-х годов прошлого столетия на участке автомобильной дороги М1 «Беларусь».

Несмотря на то что технология известна и не нова, она всегда нуждается в адаптации под конкретные условия, о чем свидетельствует опыт США. Там до сих пор ведутся работы по испытаниям различных вариантов составов и применения АГБ.

А может ли эта технология прописаться на томских дорогах?

– При устойчивом росте цены на дорожно-строительные материалы возникает необходимость поиска экономически эффективной технологии ремонта дорожных покрытий автомобильных дорог, – рассказывает один из исполнителей проекта доцент кафедры «Автомобильные дороги» кандидат технических наук Владимир Чурилин. – Асфальтобетонная смесь состоит из битума, минерального порошка, песка и щебня. На территории нашего региона карьеров щебня практически нет, его доставляют к нам из соседних регионов. Получается довольно затратно. Если вспомнить классический ремонт автомобильных дорог, то он в основном проводился путем укладки новых слоев асфальтобетонного покрытия. Предлагаемая к применению на территории Томской области технология поз­воляет повторно использовать существующее покрытие путем его переработки с добавлением незначительного количества щебня, битума или битумной эмульсии с цементом (комплексные вяжущие) в качестве основания. Варианты могут быть самые разные. К слову, на экспериментальных участках используются различные конструктивные решения.

Дыхание дороги

Осенью прошлого года на экспериментальных участках автомобильной дороги Богашево – Лучаново – Стеклозавод специалисты дорожно-строительного факультета ТГАСУ организовали восемь постов мониторинга за водно-тепловым режимом (ВТР) грунтов земляного полотна.

– На этих участках установлены датчики объемной влажности и температуры TEROS 11/12, – Владимир Чурилин расчехляет приборы с тремя шипами длиной 8 см, на каждом по три датчика. – Они устанавливаются на определенных глубинах от низа дорожной одежды в грунте земляного полотна. Первая отметка установки датчиков находится на глубине 40 см от низа дорожной одежды. Вторая отметка – 70 см. Третья выведена еще ниже, на 140 см. Изначально такая разбивка была принята из шведского опыта мониторинга за ВТР грунтов земляного полотна.

Работу датчиков специалисты ТГАСУ отслеживают на месте. Раз в неделю они посещают экспериментальный километр в любую погоду, независимо от мороза, метели, дождя.

– Эти замеры мы выполнили осенью прошлого года, – разработчик демонстрирует на экране монитора сложные графики. – Регистратор подключается к компьютеру и перебрасывает в виде xls-файла c данными по влажности и температуре в конкретные часы и дни. Дальше обработанная информация пойдет в отчет для заказчика.

Конечная цель ученых-дорожников заключается в том, чтобы определить наиболее оптимальные варианты ремонта покрытия с применением технологии асфальтогранулобетона с учетом особенностей водно-теплового режима грунтов земляного полотна автомобильных дорог Томской области.

Для Томской области, отмечает Владимир Чурилин, это новое решение в дорожном ремонте. К концу текущего года специалисты ТГАСУ передадут итоговый отчет заказчику, а вместе с ним и стандарт организации, где будут даны рекомендации по ремонту дорог с применением технологии переработанного асфальтобетонного покрытия.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Мария Онопенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *