Три лица Владимира Путина

В Томске главный кандидат в президенты подвел идеологическую базу своей победы в первом туре

Путин опаздывал. Пардон, начальство не опаздывает, а задерживается. Но бывает, что очень сильно. Как в этот раз. С 12.45 – времени, когда по плану должна была начаться встреча кандидата в президенты со студентами томских вузов, прошло уже больше часа. А по имеющимся сведениям, премьер-министр еще не приехал в лабораторию, которая стоит в графике перед студентами. Но в пресс-центре, размещенном в главном корпусе политеха, никто из нескольких десятков журналистов не расстраивался: все знают, что два часа задержки – это обычно для Владимира Путина. И Интернет работает исправно.

«Свой парень»

Читаю репортажи о визите кандидата в президенты в Кемерово, откуда он накануне приехал в Томск. Основной акцент – на 5-тысячный митинг рабочих Кузбасса в поддержку Путина, проведенный в одном из цехов «СДС-маша». На этом митинге современный пролетариат назвал Владимира Владимировича «мудрым» и «великим»: «Не побоялся этот мудрый человек ни ответственности, ни тех трудностей, которые перед ним стояли». В ответ Владимир Путин поблагодарил рабочий класс за честность и смелость: «Здесь живут люди, которые могут прямо в глаза сказать что угодно и кому угодно. Но именно на таких людей и можно по-настоящему положиться. Страна наша всегда, особенно в трудные времена, опиралась на крепкое плечо горняка и металлурга».

Еще федеральные издания пишут, что кемеровский митинг – репетиция предвыборной стратегии, разработанной штабом Путина. Суть ее в организации серии массовых мероприятий в поддержку главного кандидата в президенты. Показательное мероприятие назначено на ближайшую субботу – митинг в Екатеринбурге по заявке инициативной группы рабочих нижнетагильского Уралвагонзавода.

В общем, с одной стороны, ставится задача перехватить инициативу у уличной оппозиции, а с другой -– продемонстрировать, что не какие-то недовольные «сетевые хомячки» и «рассерженные городские сообщества», а образцовый пролетариат является двигателем страны, и этот двигатель – за «своего парня» Владимира Путина. «Это не они лучшие люди страны и соль земли, а мы!» – заявление начальника цеха Уралвагонзавода стало уже символическим.

«От руки»

14 часов дня. Немая видеоверсия истории ТПУ, все время демонстрируемая на правом экране, уже не привлекает даже мимолетных взглядов. Равно как и какие-то анонсы и фото Владимира Путина на левом экране. Но вот оживление: нескольких коллег, которые вживую будут присутствовать на встрече премьера со студентами, зовут пройти. Однако минут через 10 оживление пропадает.

Перечитываю статьи премьера «Россия сосредотачивается» и «Национальный вопрос», написанные, как подчеркивается, самим Путиным. И даже от руки. Статьи не цепляют. Все время некие «они», которые нам угрожают. Но «мы» этого не допустим. Постоянно «лихие девяностые», но «стабильные двухтысячные». Задачи, с большинством из которых трудно не согласиться. Но где способы их выполнения? В общем, отношение экспертов к обеим «по-ручному» научным статьям премьера в большинстве случаев критическое. А рабочий класс, полагаю, ни «Известия», ни «Независимую газету» не читает. Впрочем, как и хомячки.

Проходит еще час.

«Личный выбор»

Ура. Без нескольких минут 15.00 экраны оживают. Круг студентов и журналистов на академического вида стульях. В центре круга на вращающемся кресле – Владимир Владимирович.

Поздравление с днем рождения двух участников встречи, поздравление с Днем студента, а также долгий разговор на социальные темы опускаю и перехожу сразу к разговору о политике, в котором сначала исподволь, а потом все более заметно проявился образ нового, непривычного – во всяком случае для региональной прессы – Владимира Путина.

Ответ на вопрос о выборах премьер посвятил не себе или соперникам, но важности самого института выборов как инструмента формирования гражданского общества:

– …Вы сами в Интернете сидите и прекрасно знаете, как вашего покорного слугу там костят. Это тоже положительный процесс. Главное, чтобы мы не нарушали наш культурный код. Чтобы всегда пользовались нормативной лексикой. Чтобы это было в цивилизованных рамках. Но то, что разворачивается дискуссия, общество структурируется – это очень хорошо…

И эта линия стала стратегической – и в лексике, и в содержании.

Никаких «шакалящих у подъездов». Никакого сарказма по поводу «лучших людей», вышедших на Болотную. Никаких «бандерлогов» и «презервативов». Никаких «рабов на галере» и «мочить в сор-

тире». Наоборот, антитезой ставшим уже привычными брутальным шуткам «своего в доску парня» в какой-то момент прозвучало: «У гроба карманов нет» – спокойный взрослый человек приобщал молодежь к русскому культурному коду. И делал это успешно – шум одобрения свидетельствовал, что молодые люди не слышали раньше пословицу, которой премьер проиллюстрировал мысль о том, что каждый человек сам делает выбор, чем ему заниматься и как жить.

Владимир Путин проигнорировал часть вопроса студента-филолога с похвалой его «ястребиной» мюнхенской речи пятилетней давности, но увлеченно говорил на тему «русский язык и литература – ключевой компонент национальной идентичности не только русского народа, но и всех народов Российской Федерации».

Кандидат в президенты с уважением отнесся к праву гражданина России делать карьеру за рубежом, не призывал к ура-патриотизму, но говорил о возможностях:

– Это личный выбор каждого человека. У нас открытая страна… Думаю, в России многие направления деятельности могут быть гораздо более перспективными, чем текущая работа в западных странах – у нас по многим направлениям рынок пока неограниченный…

И так далее и тому подобное – право выбора везде и всегда. В том числе:

– А за кого голосовать 4 марта, вы сами определитесь…

Единственный допущенный промах образа – Владимир Путин не извинился за свое длительное опоздание. А какой бы академический шик произошел в стенах политеха, если бы он это по-профессорски сделал. Тем более что, как говорят столичные журналисты, Путин никогда не извиняется за свои задержки.

«Три в одном»

Когда просочилась информация о приезде Владимира Путина в Томск, наблюдатели гадали, зачем это ему нужно. Ведь с электоральной точки зрения 700 тысяч томских избирателей из 110 миллионов российских мало, мягко говоря, интересны. Теперь цель стала понятна: студенческо-инновационный Томск оказался очень подходящей площадкой для новой политической заявки Владимира Путина.

Если заголовки утренних комментариев 24-го числа сообщали, что Путин «опирается на крепкое плечо горняка и металлурга», то вечерние сообщения «РИА-Новости» и Интерфакса гласили, что «Путин обещает сделать ставку на «креативный класс» и уверен, что этот социальный слой в России будет расширяться». Следовательно, путем сложения получаем, используя терминологию «лихих 90-х», что Путин – «президент всех россиян». И потому, в отличие от 1990-х, уже обосновано, что победит он в первом туре. Потому что 100 тысяч протестующих на пр. Сахарова представляют не 25–30% «креативного класса», а только самих себя.

«За честные выборы»

Судя по прозвучавшим и не прозвучавшим вопросам, среди участников встречи с премьером участники митингов протеста «За честные выборы» отсутствовали. Но право выбора у последних есть – сколько их будет на митинге

4 февраля? Сколько людей воспользуются своим правом выбора в этот день в Москве? И насколько небеспочвенна скрытая, но большая тревога столичных и местных единороссов по поводу того, что в целом ряде регионов (в том числе в Томской области) за Владимира Путина 4 марта проголосуют менее 50% избирателей?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + два =