Фанатская фирма

фанаты2Футбол – игра азартная. Мяч стремительно летит от игрока к игроку, болельщики, не отрываясь, наблюдают за зрелищем. И на каждом стадионе есть трибуна, люди на которой стоят до конца матча. Они кричат до хрипоты, до самой последней минуты поддерживая свою команду вне зависимости от происходящего на поле. Для них футбол стал не просто игрой, а почти религией. Обычные болельщики и люди, далекие от футбола, относятся к футбольным фанатам с опаской. «ТН» решили разобраться, оправданно ли это.

«Добрые» соседи

Последний раз, когда томские фанаты попали во все новостные ленты России, пришелся на август, когда в 1/32 Кубка России сошлись томская «Томь» и новосибирская «Сибирь». Такие встречи носят статус сибирского дерби, принципиального поединка.
Команда, играющая в гостях, всегда приезжает с поддержкой, и дело редко обходится без пиротехники и стычек между фанатами. Не обошлось и в этот раз.
При счете 2:2 на гостевой трибуне наши болельщики зажгли пиротехнику (несколько файеров и дымовых шашек). На трибуну поднялись бойцы ОМОНа наводить порядок при помощи силы. В ответ в них полетели оторванные от трибуны пластмассовые стулья. Стычка длилась несколько минут, затем матч продолжился.
– Негативная реакция томских фанатов была спровоцирована неадекватными действиями полиции, – считает сотрудник клуба по работе с болельщиками Павел Чичин. – Обычная практика при использовании пиротехники – это отслеживание нарушителей при помощи видеоаппаратуры, а затем, после матча, их задержание.
В Новосибирске же, по словам Павла, все выглядело как запланированная провокация. Двух не причастных к происходящему людей, известных в томской фанатской среде, сразу задержали. Затем при штурме трибуны сотрудники полиции уронили коляску с болельщиком-инвалидом, есть любительское видео, где видно, что уже после падения ему несколько раз прилетело резиновой дубинкой.
– Досталось даже девушкам, которые были на трибуне, – рассказывает Павел. – Они сняли побои и отправили заявления в прокуратуру, но, насколько мне известно, дело в отношении полиции уже прекращено.
А вот в отношении томских фанатов уголовное дело продолжается. Спустя 20 дней после матча в квартирах Павла Чичина и Константина Грибанова прошли обыски.
– Искали футбольную атрибутику, пиротехнику. Забрали все цифровые носители, ноутбук, телефон, одежду, в которой я ездил на матч, даже кроссовки, – продолжает Павел. – Также мне предъявили документ о том, что меня «необходимо доставить в город Новосибирск», потому как три предыдущие повестки я проигнорировал. Правда я эти повестки в глаза не видел и не расписывался за них.
Павла и Костю доставили в Новосибирск. После дачи показаний Павла отпустили, а Костя пробыл в спецприемнике два дня.
– Пока все затихло. У меня был официальный вызов к следователю 6 октября, я, как законопо-слушный гражданин, приехал, – усмехается Павел. – Но следователь сказала, что у нее нет на меня времени. Мои вещи мне не вернули, новых указаний и звонков не было. Да и как они будут мне звонить на изъятый телефон?
Неясная ситуация с Константином Грибановым насторожила фанатов. Перестраховавшись, они начали сбор денег в Интернете.
– Вот тут и проявился настоящий фанатский дух, – говорит Павел. – В общей сложности мы собрали 150 тыс. рублей со всей России. На эти деньги мы наняли для Кости адвоката, который уже приступил к работе над делом. Прислали немного даже новосибирские фаны, хотя мы с ними далеко не дружим.

Запрещенная красота

Футбольные фанаты (хулиганы, ультрас) неохотно идут на контакт с журналистами. Слишком часто последние показывают активно поддерживающих команду болельщиков однобоко – как агрессивную и опасную массу. Но на предложение попробовать разрушить этот стереотип все же откликнулись двое представителей томской футбольной фирмы Green White Force.
Старший, Никита, в фирме уже семь лет, Василий – три (имена изменены по просьбе героев). Обоих отличают крепкое телосложение, манера одеваться, короткие стрижки и крепкое рукопожатие.
– Мы знаем, что файеры, дымовые шашки и прочая пиротехника запрещены, – признает Василий. – Но ведь это красивое шоу, которое сегодня уже является неотъемлемой частью футбольного матча. Организацией таких перфомансов занимаются ребята по всему миру.

Драка без личных претензий

Футбольные фирмы могут дружить, поддерживать нейтралитет или воевать между собой. По словам парней, время, когда на драки фанаты шли с ножами и травматическим оружием, осталось позади. Сейчас одно из основных правил таких поединков – чистые руки.
– Количество бойцов, как правило, тоже оговаривается заранее, – говорит Никита. – Место – это лес или какой-нибудь парк. Иногда фанаты охотятся друг на друга в городе.
– Но даже тогда прохожих не трогают, с этим строго, – добавляет Василий. – Да и те, видя агрессивно настроенную толпу, естественно, предпочтут обойти ее стороной.
Вся схватка обычно занимает максимум несколько минут. Победившей считается сторона, повалившая или заставившая бежать противников. Полиция, даже если и задерживает участников таких драк, отпускает фанатов. Ни одна из сторон не пишет заявления на другую.
– Не стоит задача добить или нанести увечья, унизить, – говорит Василий. – Сошлись, повалили, разошлись, поэтому в подобных стычках переломы редкость. Сотрясение может быть, редко ломают нос или челюсть. Но никаких серьезных травм на моей памяти не было.
– По зубам, бывает, прилетает – крошатся, – соглашается с ним Никита. – Но вообще все люди адекватные, понимают, что цель – померяться силой, а не убить кого-нибудь.

Фирменная честь

Недавно томские фанаты собственными усилиями открыли спортивный зал и теперь тренируются вместе.
– Успеха сейчас добиваются те фирмы, где больше спортсменов, – поясняет Никита. – Кроме того, всегда уютней тренироваться в кругу друзей. Нас могут упрекнуть, что мы учим новеньких ребят жестокости, но, на мой взгляд, русский мужчина должен уметь постоять за себя, свою семью и друзей.
Каждый, кто вступает под знамена Green White Force, берет на себя обязательства поддерживать команду до конца, не позорить фирму своим поведением, улучшать физическую форму. Однако на вопрос о том, выгонят ли из фанатской среды за обычную драку вне вражды футбольных фирм, Никита ответил отрицательно.
– Нет, это личное дело каждого, – считает он. – Если он нанесет человеку серьезные травмы, его привлекут к уголовной ответственности. Но мы его исключать не будем, потому что к «околофутболу» это не относится.
Фанатское движение как море, которое безопасно, пока оно в своих берегах, и опасно, если из них выйдет. Но, как показывает практика, это море не выходит из своих границ без посторонней помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + десять =