Две недели назад, как только в мире было официально объявлено о пандемии коронавируса, отечественный потребитель стал сметать с магазинных прилавков продукты длительного срока хранения. По мнению экспертов, россияне старшего возраста еще не забыли времена позднего СССР, когда наблюдался тотальный дефицит товаров, а их наследники боятся повторения многочисленных кризисов последних лет с резкими скачками цен на консервы, крупы, чай.    

Индикаторная гречка

По данным аналитиков Nielsen (глобальная компания, проводящая маркетинговые измерения в индустрии товаров повседневного спроса), самыми востребованными товарами у россиян за неделю с 9 по 15 марта 2020 года стали гречка, рис и пельмени. В горячую десятку также вошли сахар, мясные консервы, макароны, молоко, туалетная бумага, мыло и влажные салфетки. Например, продажи гречки за неделю в России выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 66%, риса – на 64%, сахара – на 56%, мясных консервов – на 54%. Из непродовольственных товаров лидером роста оказались влажные салфетки, продажи которых увеличились к уровню 2019 года на 54%. 

Почему именно гречка считается индикатором кризиса? Скорее всего, она остается социально значимым товаром из-за простоты приготовления и хранения, хотя по цене этого не скажешь. Кто забыл кризис 2008 года, когда за вожделенный килограмм хозяйки отдавали по сто с лишним рублей? По-настоящему эта крупа была дешевой в советское время, когда стоила действительно копейки и была любимой диетической пищей.

Без паники, земляки!

А что же происходило и происходит на потребительском рынке 70-го региона? На прошлой неделе на фоне нарастающей пандемии торговые сети отмечали повышенный спрос на бакалейные товары. Несмотря на ажиотаж, ретейлеры без проволочек доставляли продуктовые грузы до магазинов. За этим четко следили специалисты областного департамента потребительного рынка. По словам начальника ведомства Наталии Забавновой, базовых продуктов питания – мяса, молока, хлеба, овощей – в Томской области сегодня достаточно. Причем все это производится непосредственно в регионе.

– После окончания рабочего дня я обязательно посещаю один-два супермаркета и магазины шаговой доступности, чтобы лично удостовериться в отсутствии дефицита, – рассказал слушателям региональной радиостанции «Благовест»  заместитель губернатора по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр. – Картина везде разная. Например, если раньше в гипермаркетах с широким ассортиментом товаров горожане закупались на неделю, то сейчас стали брать на две или даже три недели вперед. В крупных сетях люди были больше подвержены ажиотажу: каждый смотрел на соседа и повторял за ним, запасаясь продуктами впрок. А в магазинах шаговой доступности, если оценивать их по нынешней ситуации, такого не наблюдалось, там шла обычная торговля.

Андрей Кнорр просит жителей области реально смотреть на вещи и ситуацию, тем более что для панических настроений в регионе нет никаких оснований. Ну на самом деле, какой смысл затариваться впрок, если у всех продуктов имеется свой срок годности и условия хранения? В тех же крупяных культурах со временем заводятся жучки. Более того, никто не рискнет пожертвовать собственным здоровьем, открыв банку просроченных консервов.

 

Мука долгосрочная

Оказавшись в новых непривычных условиях, общество на наших глазах проходит проверку на гражданскую зрелость. Ретейлеры проявляли просто акробатическую гибкость, перестраиваясь буквально на ходу, чтобы только сохранить ритмичные поставки продовольствия и товаров первой необходимости.

Как всегда, на высоте оказались томские производители, обес­печивающие продовольственную безопасность региона. Запас прочности демонстрируют прежде всего мукомолы. Ситуация на старейшем томском предприятии складывается вполне буднично. Выполнив на 100% северный завоз, «Томские мельницы» перешли на обслуживание в текущем режиме областного центра и пригорода.

– Сегодня в производстве находятся все три завода: два перерабатывают в сутки по 250 тонн зерна  пшеницы и один перерабатывает 100 тонн ржи. Для сравнения: это девять вагонов зерна, каждый из которых вмещает в себя 70 тонн, – поясняет генеральный директор акционерной компании «Томские мельницы» Евгений Рубцов. – Чтобы полностью закрыть потребности Томска в муке, нам необходимо три дня работы. Для нас это не проблема, захотят торговые сети увеличить поставки муки в два раза – отлично! Весь вопрос только в машинах и грузчиках.

По словам руководителя, сегодня на складе «Томских мельниц» припасено 4 тыс. тонн муки, а потребности одного только Томска не превышают 1 тыс. К тому же наряду с  мукой от томских мукомолов в торговых сетях представлена продукция и других переработчиков.

Евгений Рубцов не стал лукавить и рассказал о том, что всплеск спроса на мучную продукцию произошел 9 марта, когда заштормило мировую  экономику, но в России еще отмечали Международный женский день. В связи с этим у предприятия появились дополнительные заявки, которые полностью удовлетворяются.

Продолжая тему продовольственной безопасности, а значит, и большей самостоятельности региона, заместитель губернатора по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр отмечает:

– Область должна по максимуму производить продукцию у себя, и мы идем по этому пути: в прошлом году в Светлом заработал завод по переработке рапса. Осенью он начнет разливать рапсовое масло, богатое жирными кислотами омега-3 и омега-6. Линия уже заказана, осталось ее получить и смонтировать.

 

Регион в приоритете

Если говорить о мясной продукции, то здесь продовольственный тыл по свинине закрывает «Сибирская Аграрная Группа», а по птице – две местные птицефаб­рики.

Неделю назад мы побывали в Светлом. У нас, как и у сотрудников предприятия, на входе, прежде чем пропустить на пищевое производство Межениновской птицефабрики, измерили температуру тела. Если она выше нормы, вход на территорию закрыт. Те из работников, кто непосредственно контактирует с пищевой продукцией, соблюдают масочный режим. И мы, облачившись в спецодежду, направились на склад замороженной продукции. Показывая на установленные до самого потолка паллеты, заместитель генерального директора предприятия по коммерческим вопросам Виталий Пивоваров заверяет, что этих запасов хватит примерно на месяц. Причем они ежедневно пополняются. При нас формировались партии замороженной курятины для отправки жителям отдаленных территорий – в Колпашево и Белый Яр.

В соседнем помещении расположен цех охлажденной продукции. Рабочая смена здесь начинается в 06.00, чтобы к открытию магазинов фабричная продукция уже лежала на прилавках томских магазинов. Вся отгрузка происходит в строгом соответствии с принятыми накануне заявками от торговых сетей.

– Отказов никаких нет, – объясняет Виталий Пивоваров. – Примерно 70% от всего производимого мяса птицы (а это 120–140 тонн мясопродукции в смену) остается в Томске и области. Остальные 30% уходят за пределы региона. Вот они-то как раз и являются нашим буфером безопасности.

Виталий Пивоваров подчеркивает, что Томская область остается приоритетом для предприятия, поэтому в случае непредвиденного ажиотажного спроса межениновцы безболезненно перебрасывают эти 30% на местный рынок. Что и было сделано на прошлой неделе. 

– Поэтому говорить о какой-то панике не приходится, – заверяет руководитель. – Мы ежедневно мониторим ситуацию, для этого наши специалисты выезжают «в поля» и на месте определяют наличие продукции в торговых залах. Я не вижу никакой необходимости закупаться впрок, тем более что наш технологический цикл не предусматривает какой-либо остановки по производству мяса цыплят-бройлеров.

 

На круги своя

Когда готовился номер, поступило сообщение о том, что покупательский ажиотаж в Томской области пошел на спад. По словам начальника Департамента потребительского рынка Томской области Наталии Забавновой, в регионе все ретейлеры своевременно отреагировали на повышенный спрос в магазинах и увеличили поступление продуктов в магазины как из распределительных центров, так и напрямую от поставщиков.

– Крупные компании, которые перерабатывают свинину и мясо птицы, а также производят молочные продукты и муку, обслуживали заявки по поставке продуктов в магазины региона в приоритетном порядке, – подчеркнула Наталия Забавнова. – С 22 марта ситуация стабилизировалась, в настоящий момент покупательский спрос вернулся к своему обычному уровню.

В общем, даже если генетическая память нет-нет да и закинет нам червячок сомнения, прежде чем совершить опустошительный для себя набег в супермаркет, сосчитайте до десяти. И не смотрите на соседа! А напоследок совет от диетологов: в период пандемии людям следует укреплять свой иммунитет, поэтому обращайте внимание не на гречку и консервы, а на овощи, фрукты и зелень.

Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

81 − = 78