Для томского ТЮЗа 2019 год получился насыщенным. Сохраняли традиции, встречали перемены. Выпускали премьеры, ездили на гастроли и фестивали. Окончание Года театра отпраздновали победами в местной «Маске», в том числе выиграли в такой важной номинации, как «Лучший драматический спектакль большой формы».

 

Зрители молодеют

Яркие события Года театра в ТЮЗе начались в феврале. Начались с очень камерной премь­еры – со спектакля для малышей «Рыжая история». Спектакль о странствиях Лиса вырос из эскиза, сочиненного в 2018 году на лаборатории «Маленький театр» московским режиссером Александрой Ловянниковой и артистами театра. Александра – один из главных российских специалистов по направлению «Беби лаб», спектаклям для малышей. История рассказывается с помощью обаятельной куклы, а мир создается с помощью очень простых предметов. В сказках для самых-самых юных зрителей простой полиэтилен может превратиться в айсберг, а сковородка – в кита. «Рыжая история» стала первым спектаклем ТЮЗа, поставленным по принципам «Беби лаб».

 

«Чайка», мы тебя знаем

А в марте театр представил премьеру, которую очень ждали. Одну из самых культовых пьес, «Чайку» Чехова, любят режиссеры во всем мире. Ее ставили более двух тысяч раз… Именно этот текст рискнул выбрать для своей первой режиссерской работы на большой сцене Дмитрий Гомзяков. К тому моменту Дмитрий несколько лет был одним из ведущих молодых артистов томского ТЮЗа. Но проявлял себя и как режиссер – постоянно участвовал в проекте актеров театра «Дыши свободно», где делал эскизы по современным пьесам. Один из них, «Март», дорос до спектакля и три года был в репертуаре ТЮЗа, шел на малой сцене. Когда Дмитрий понял, что режиссура интересует его больше актерской работы, то поступил в Высшую школу сценических искусств Константина Райкина на курс режиссера Камы Гинкаса. После учебы задумал поставить «Чайку». Выглядело очень смело, но в театре его поддержали. И работа стала событием! Спектакль об искусстве, о молодом творце Треплеве, ищущем новые формы и пробующем старые, полюбили и театроведы-эксперты, и зрители. Первых «Чайка» Гомзякова привлекла игрой с формами и радостью узнавания: в спектакле много цитат и отсылок к известным постановкам, для каждой сцены найдено свое особенное решение. А зрители просто увидели на этом спектакле, что текст Чехова сегодня звучит абсолютно современно. И невозможно было не проникнуться сочувствием к главному герою – так искренне Треплев, сыгранный Кириллом Фрицем, страдал из-за несчастной любви, искал свой путь в творчестве и не мог в финале сдержать град слез разочарования. Удивительно современный для театрального Томска спектакль быстро стал одним из самых популярных. Восхищение «Чайка» вызвала не у всех, но дискуссии и противоположные мнения только добавили постановке известности. Важным оказался и флер перформансов – перед некоторыми показами «Чайки» зрителей знакомили с разными формами современного искусства. Проводили в фойе выставку работ художников, делали инсталляцию, танцевальную импровизацию. И аншлаги на «Чайке» стали вещью естественной.

 

– Любите вы театр?

– Как вам сказать… Безумно!

В апреле в ТЮЗе вновь было неординарное событие – первый моноспектакль одной из ведущих и самых известных, любимых зрителями томских актрис Ольги Рябовой, заслуженной артистки России. Главный режиссер ТЮЗа Павел Зобнин поставил «Подлинную историю фрекен Хильдур Бок, ровесницы века». Это пьеса драматурга Олега Михайлова – рассказ о жизни всем известной «домомучительницы» фрекен Бок. Ее искренний и душевный монолог меняет отношение к этой героине. Выясняется, что ей довелось пережить свои трагедии, влюбленности, принять сложные решения. Но Хильдур Бок всегда умела находить силы, чтобы не сдаваться. В начале истории героиня кажется совсем немолодой, нездоровой, говорит и двигается с заметным трудом. Но, цепляясь за воспоминания, выбирается из почти небытия и преображается на глазах у зрителей в женщину, еще полную сил.

 

Международный день театра, 27 марта, ТЮЗ отмечал в сборах – предстояли гастроли в Омск. В Томске именно ТЮЗу доверили передавать коллегам эстафету и символ Года театра. В Омске ТЮЗ сыграл «Женитьбу», «Дубровского», «Братца Лиса и/или Братца Кролика» и услышал немало комплиментов в свой адрес, в том числе и от местного министра культуры.

 

Эксперимент на людях

В мае все думали о скором лете, а в ТЮЗе начали новую большую и неординарную работу. Театр первым в Томске взялся осваивать вербатим – жанр, давно ставший во всем мире одним из самых важных. Вербатим предполагает, что в основе постановки будут реальные истории, собранные артистами во время общения с героями. В ТЮЗе прошла лаборатория документального театра под руководством драматурга Вячеслава Дурненкова и режиссера Антона Безъязыкова, она была организована в рамках «Арт-лаборатории», совместного проекта международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» и компании «СИБУР». Тему для первого томского вербатима выбрали вечно актуальную для нашего города – поговорить решили о студенчестве. Истории тех, кто когда-то учился или сегодня учится в наших университетах, собирали артисты ТЮЗа. Их предварительно проконсультировал специалист по вербатиму драматург Вячеслав Дурненков. На основе собранных материалов он написал пьесу. Среди выразительных персонажей первого томского вербатима – итальянка, приехавшая в Томск по обмену, антистудент, считающий, что высшее образование получать не стоит, очень чистоплотная девушка, бывшая аспирантка, а ныне приятельница дворника.

Вербатим «СтуденТЫ» впервые сыграли накануне учебного года, в конце августа. И вскоре уже репетировали новый спектакль. Режиссер Тимур Насиров, чья «Музыка ночью» в репертуаре ТЮЗа уже больше 10 лет, чей «Дубровский» идет с неизменными аншлагами и попал в лонг-лист «Золотой маски», в Год театра поставил нетипичное для сцены произведение – «Повесть о Ходже Насреддине». Постановка неожиданно для этого материала получилась насыщенной перекличками с добрыми, смешными советскими комедиями. Любовь, похищения, приключения, колоритный гарем, узнаваемые песни… Получилось душевно.

Важные победы

Любому театру приятны аншлаги и внимание зрителей, но для полного счастья нужно еще и признание экспертов, театроведов и критиков. С этой частью театральной жизни в 2019 году у ТЮЗа все тоже сложилось успешно. В июне благодаря гранту СТД РФ на творческую командировку критика для региональных театров в Томск почти на неделю приехала доцент кафедры истории театров России ГИТИСа, эксперт «Золотой маски» Алена Карась. Она посмотрела семь премьер сезона 2018/19 и смело сказала: 

– Театр живет очень интенсивно и ярко. Сегодня многие ТЮЗы создают в первую очередь молодежные спектакли и теряют свои детские репертуары. А томский ТЮЗ работает на всех уровнях. Детский репертуар здесь очень качественный, я бы отметила это как особенность театра. Есть спектакли и для самых маленьких зрителей, и для детей постарше. Это веселые, живые постановки с хорошими актерскими работами, по-настоящему затрагивающие и воспитывающие душу. Мне понравился и большой спектакль-шоу «Маугли», и такие тонкие, нежные работы, как «Летопись в каракулях», «Небо в кармане», «Дети и эти». При этом в ТЮЗе великолепен и взрослый репертуар. Сложный, настоящий, располагающий к глубоким раздумьям и знакомящий публику с современным театром, что тоже очень важно.

 

Отчаявшиеся с берегов Чаи

В мае спектакль «Восстание», проект ТЮЗа и областного крае­ведческого музея о Чаинском восстании, самом масштабном выступлении крестьян-спецпереселенцев в Западной Сибири, случившемся в 1931 году, сыграли в Москве, в Музее истории ГУЛАГа. Работа вошла в программу нового фестиваля THEATRUM 2019, организованного «Золотой маской» совместно с Институтом театра и Благотворительным фондом Владимира Потанина.

В сентябре ТЮЗ поучаствовал в одном из самых больших российских фестивалей – спектакль Дмитрия Егорова «Крестьяне о писателях» сыграли на «Реальном театре» в Екатеринбурге. Это самый «взрослый» фестиваль страны, он проводится с 1990 года. Конкурса он не предполагает, но и зрелые, и молодые критики во время обсуждения нашли для спектакля много теплых слов и высоко оценили «Крестьян о писателях».

В октябре в театре радовались успеху «Чайки».  Она попала в список самых заметных спектаклей сезона в России, по мнению экспертного совета национальной премии «Золотая маска».

Фестивальная осень продолжилась в ТЮЗе участием в V Международном театральном фестивале спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот», проходившем в Томске и Северске. «Небо в кармане», работа режиссеров Всеволода Трунова и Екатерины Костиной, художника Татьяны Митеревой, победило в номинации «Лучшее решение сценического пространства». Этот спектакль играется в очень необычном месте – в кармане сцены. Множество хранящихся там декораций помогают создать атмосферу старого уютного чердака.

Областной фестиваль «Маска» стал для ТЮЗа настоящим триумфом – театр победил в трех (!) номинациях. Игоря Савиных наградили за лучшую мужскую роль второго плана (за роль Медведенко в «Чайке»). Ольга Рябова победила в номинации «Главная женская роль» (за роль фрекен Хильдур Бок в спектакле «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века»). А лучшим драматическим спектаклем большой формы была признана «Чайка» Дмитрия Гомзякова.

 

Перемены и традиции

Во время Года театра томский ТЮЗ и поддерживал традиции, и привыкал к переменам. Сменилось руководство – в конце сентября директором ТЮЗа стал заслуженный артист России Андрей Сидоров (а прежний директор театра, Владимир Казаченко, теперь возглавляет в Москве «Сатирикон»).

Продолжались проекты, которые в ТЮЗе уже не первый год. «#большие ОткрытОчитки»», совместный проект театра и организации творческого процесса «ОткрытО», созданной Ольгой Райх и Дмитрием Гомзяковым, знакоми с современными пьесами. Тексты «Во всем виноват Вайнштейн» и «Финист – Ясный сокол» впервые в Томске обсуждали в присутствии автора – драматурга Светланы Петрийчук. Автор призналась: ее пьесы часто читают, делают эскизы, но именно в томском ТЮЗе она увидела максимально точную трактовку. Другие #большиеОткрытОчитки позволили не только услышать новые тексты (читали «Пчелы умирают» Светланы Петрийчук и «Посадить дерево» Алексея Житковского), но и собрать деньги на лечение актеру новосибирского театра «Глобус» Лаврентию Сорокину.

Развивается и проект актеров томского ТЮЗа «Дыши свободно. Дети». В Год театра в рамках его второй части представили четыре эскиза – «Маленьких человечков» Владимира Бутакова, «Небуквально» Ольги Райх, «Народный SMS-сказ» Алексея Шитикова, «Мальчик с зелеными пальцами» Екатерины Костиной. Работа над некоторыми эскизами будет продолжена, и они войдут в репертуар театра.

 

Сорок лет спустя

Год театра в Томской области уже закрыт. Но в томском ТЮЗе пока не было возможности спокойно подвести его итоги – идут репетиции сразу трех премьер! Владимир Бутаков 21 декабря выпускает на малой сцене сказку «Маленькие человечки». В тот же день премьера у Радиона Букаева – он ставит «Легенду о Чиполлино». Дмитрий Гомзяков 30 декабря представит новогоднюю программу для взрослых. Она называется «Пой» и позволит зрителям не только увидеть ироничные номера, но и спеть вместе с актерами ТЮЗа. А в марте режиссер «Чайки», самой обсуждаемой премьеры года театра, представит новую большую работу «Портрет». В ней он поразмышляет на тему современного культа успеха. В апреле же ТЮЗ будет праздновать 40-летие… Пусть Год театра завершается, но жизнь театра остановить невозможно!

Марина Симонова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

72 − = 68