У озера

Статей на сайте: 186

Фестиваль малых сибирских народов показал, как многогранная культура Севера может стать и духовными скрепами, и возвращением к истокам и даже немного шоу-бизнесом.

У некоторых коренных северных народов есть странная, на взгляд городского человека, система измерения расстояний. Они меряют его в чаях. Шел-шел по лесу, устал, сел, развел костер, попил чаю, значит, прошел один чай. Дальше пошел, опять устал, попил – два чая. От районного центра Парабель до музея под открытым небом «Чуэл чвеч» – примерно полчая. Некоторые из 5 тыс. гостей фестиваля даже прошли эту половинку чая пешком. Но большинство приехали на автомобилях и были приятно удивлены, что к стоянкам 13-го Межрегионального фестиваля коренных народов Сибири «Этюды Севера» теперь ведет асфальтовая дорога. Постаралась администрация Парабельского района – хозяйка фестиваля. Правда, с небесной канцелярией администрация договориться не в силах, а для разгона туч никакого самого тучного районного бюджета не хватит. Поэтому, когда в разгар фестивального гала-концерта пошел дождь, оставалось уповать только на несахарный сибирский характер, цветные зонтики и дождевики. Сибиряки, как всегда, не растаяли и долго рукоплескали участникам фестиваля.

С открытки

Музейный комплекс «Чуэл чвеч» нынче пополнился хантыйским стойбищем и культовым местом, увидеть которое в реальной жизни доводится немногим. Именно там завораживающий старинный обряд провел настоящий шаман из Салехарда. Гости фестиваля смогли познакомиться с бытом селькупов, зайти внутрь чумов, срубных избушек, берестяных балаганов, а также пройти по охотничьей тропе, повязать на счастье ленточку на березу. Но по-настоящему удивила всех обустроенная на верхней террасе музея смотровая площадка – идеальное место для селфи с шикарным видом на фестивальную поляну и Оськино озеро. Кстати, с этого года его берег охраняет Дух озера – скульптура, вырезанная из сухого дерева.

Под охраной предков и «зубов горностая»

Среди тех, кто представлял на фестивале песни своих предков, жителей тайги – мачеткоймы, были и гости из Салехарда Александр Кулиш и Людмила Дибикова. Молодой человек по образованию художник, а девушка окончила Гнесинку. Четыре года назад они образовали ансамбль, стали обрабатывать собранные в экспедициях родовые песни северных селькупов. Артисты представили публике звукоподражание и вокал. На «Этюды Севера» они приезжают уже второй раз и теперь, похоже, станут постоянными гостями фестиваля.

Впервые фестиваль «Легенды Севера» прошел в 2003 году. Тогда он собрал селькупов только северных районов области и имел статус районного значения. С 2006 года фестиваль, переименованный в «Этюды Севера», стал межрегиональным. В 2009-м включен в федеральную целевую программу «Культура России».

– На мне стилизованный селькупский костюм, – знакомит с различными украшениями своего наряда молодой шаман. – На плечах крестовая лиса – помесь рыжей с чернобурой. Сверху надет нагрудник ритуального типа, на нем подвески, символизирующие мироздание: два круга – слева луна, справа солнце. На верхнем ярусе нагрудника духи предков – священные небесные жители. Ниже расположились духи-помощники – птицы, еще ниже, на солнечном сплетении, духи – помощники шамана. Оторачивается такой нагрудник обычно мехом медведя, а у меня из росомахи. Центр расшит бисером – такая вышивка называется «зубы горностая». Она тоже является оберегом у северных селькупов.

Из щучьего рода

Делегация из деревни Нельмач Парабельского района установила свою юрту на краешке фестивальной поляны. Отсюда хорошо наблюдать за всем, что происходит на берегу Оськина озера. Шалаш из молодых берез, перед которым постелена медвежья шкура, служит местом для переодевания и отдыха.

Рядом представлены изделия из бересты – кузова разных объемов, набирушки – небольшие емкости для сбора ягод, которые селькупы для удобства вешали на шею. Есть совсем крохотные, для детей. По-соседству разместились плетеные изделия из тальника. А на другом столе нельмачевцы расстелили скатерть-самобранку.

– Мы привезли фаршированную щуку, селедку под шубой, а еще пироги с начинками из смородины и малины, ватрушки, – охотно представляет угощенья заведующая филиалом районной библиотеки Галина Обухова.

857 артистов собрал фестиваль в 2018 году.

Рядышком колдовала сразу над двумя котелками участница гастрономического конкурса «Нарымская уха» Ирина Ольшанская. Рецепта своего приготовления она нам не раскрыла, успевая аккуратно снимать пену с наваристого бульона. В одном котелке мы успели-таки разглядеть крупного карася.

Зато наше любопытство с лихвой удовлетворила другая представительница Нельмачевской юрты Светлана Чинина. Она работает в школе, совмещая обязанности учительницы начальных классов и преподавателя физкультуры.

– Я представляю старейший род Саиспаевых, – рассказывает Светлана Георгиевна. – Он идет от щуки и был самым большим в этих краях. Наши предки всегда селились на речных берегах. Окончательно они осели в Нельмаче, что переводится с селькупского как «густой лес».

Голову Светланы Георгиевны украшает ободок с подвесками из бусин и пуговиц. Наряд праздничный: обычно селькупские женщины носили ситцевые платья и платки. Девушкам дозволялось завязывать на платочки колокольчики, отправляясь по воду. На этот перезвон и слетались ухажеры.

Оберег для дома

Перед началом большой праздничной программы гости фестиваля могли не только подкрепиться шашлыком, копченой стерлядью и сдобой, но и приобрести различные сувениры на большой ярмарке творчества и ремесел северных народов. В этом году гостей удивляли мастера прикладного искусства из Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского, Чаинского, Парабельского районов, а также из Кемеровской области.

– Вот это берегини – куклы-обереги на благосостояние и здоровье. У меня все работы освящены, иначе их дарить нельзя, – утверждает мастерица из Подгорного Чаинского района Татьяна Куликова. – Недавно сорок изделий забрали гости из Германии. Вот парочка неразлучников, а в эту фотографию можно вставлять. В каждой кукле имеется свой секрет, и я обязательно вшиваю сердечко.

Год назад сибирячку приняли в столичный союз мастеров. Татьяна Терентьевна почти сорок лет вела технологию в школе, после сокращения сидеть дома не захотела, вот и стала рукодельничать, а потом вывозить текстильные изделия на выставки-ярмарки. Осенью она отправится покорять невские просторы.

Мы – коренные

Ровно в полдень под удары бубна на сцену медленно поднялись шестеро красавцев и исполнили обрядовый танец, задабривая духов тайги, рек и озер. А затем перед зрителями прошли национальные делегации и творческие коллективы из Бурятии, Тувы, Алтая, Хакасии, Ямало-Ненецкого автономного округа, Эвенкии, Московской области, а также из Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского, Чаинского и Парабельского районов Томской области.

Все вместе они исполнили гимн коренных народов Севера «Мы – коренные», автором которого является томская селькупка Вера Тузакова: «Живем большой семьей мы под крылом России, а имя нам дано судьбой: зовут нас коренные!»

Многотысячную аудиторию поприветствовал заместитель губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр. Он передал поздравления от главы региона Сергея Жвачкина, который посвятил многие годы своей жизни освоению Томского Севера. Вице-губернатор назвал 13-е «Этюды Севера» прекрасным праздником погружения в культуру малочисленных народов и поблагодарил гостей фестиваля за внимание к Томской земле.

Исполняющая обязанности главы Парабельского района Елена Рязанова отметила, что в этом году на фестиваль приехали представители шести субъектов многонациональной России, друзья из соседних муниципалитетов.

– Это говорит о большом интересе к нашей национальной культуре. Сибирь всегда славилась своими богатствами. И это не только полезные ископаемые, но и ее люди. Благодаря коренным жителям Сибири была создана уникальная мультикультурная цивилизация людей, которые не покоряли природу, а умели жить в ней, приспосабливаться к ее суровым условиям. Недаром ученые-полярники изучают и используют известные с древних времен юрты, нарты, кухлянки, малицы…

750 селькупов проживает сегодня на территории Парабельского района.

Елена Рязанова сердечно поблагодарила за работу Ассоциацию коренных малочисленных народов Сибири и выразила слова признательности администрации Томской области за внимание к этому фестивалю, в поддержке по сохранению самобытной, уникальной культуры.

Гостей и жителей района приветствовала на селькупском языке президент томской региональной общественной организации «Союз коренных малочисленных народов Севера Томской области» Ирина Коробейникова. Она отметила, что «Этюды Севера» проходят накануне празднования Международного дня коренных народов мира, и пожелала всем лада, богатства и процветания: чтобы в тайге было много птицы и зверя, на болоте – клюквы, в озерах – рыбы.

Завершился праздничный концерт большим хороводом дружбы.

Зрелища под шум дождя

Несмотря на дождь, от некоторых участников фестиваля валил пар. Например, от жителя села Старица Парабельского района Евгения Пальщикова, который обошел 16 конкурентов в гонке на обласках. Эта узкая, верткая северная лодочка управляется одним веслом, и не каждый чемпион по академической гребле удержится на плаву, сев в нее. Но Евгений развил такую скорость, что по праву получил главный приз – лодочный мотор. Весло и обласок хорошо, а с «Ямахой» лучше.

В конкурсе красоты и таланта «Краса Севера – 2018» участвовали 11 девушек. Берестяная корона по праву досталась уроженке Колпашева Марине Назаровой, которая представляла общественную организацию «Колта-Куп». Кулинары из этого же объединения также победили в конкурсе «Нарымская уха», в котором участвовали 11 команд.

Фото: Евгений Тамбовцев

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,,,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + = 13