Участники ХII Сибирского форума образования искали ответы на глобальные вызовы времени

На Сибирском форуме образования, работавшем в Томске 27–29 марта, обсуждались острейшие вопросы, поставленные перед региональными и общероссийской системами образования реалиями последнего времени. Россия вступила в ВТО. Пытается занять достойное место в мировом образовательном пространстве. Как не потерять собственные педагогические традиции в условиях обострившейся конкуренции? Какую питательную среду создать для подготовки конкурентоспособных специалистов? Каким образом изменить управление образованием, чтобы сделать его эффективным? Эти и другие вопросы стали сквозными при обсуждении на многочисленных мероприятиях форума.

Неразрывная триада

– Отличительной чертой 12-го форума является то, что мы не делим дискуссионные площадки по уровням образования, – подчеркнул, открывая пленарную панельную дискуссию, зам. губернатора ТО по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Алексей Князев. – Среднее, начальное и высшее профессиональное образование мы рассматриваем в едином контексте с точки зрения общих проблем. Томск накопил определенный опыт консолидации разных уровней образования, нам есть чем поделиться с коллегами. Но и перед Томском новое время ставит новые вызовы и заставляет искать иные подходы к развитию всего научно-образовательного комплекса. Необходимо создание эффективной внешней среды вокруг университетов: бытовая и досуговая инфраструктура должна стать современной, доступной и привлекательной. Необходимы бизнес-инкубаторы, интеграция обучения и науки, сотрудничество вузов с предприятиями реального сектора экономики. Наша задача – дать молодежи возможность реализовать свой потенциал не только во время учебы, но и после окончания вуза.

– Когда мы готовились к форуму, – поддержал коллегу Алексей Пушкаренко, начальник департамента по высшему профессиональному образованию администрации ТО, – то решили, что есть четыре темы, которые, безусловно, интересуют всех. Первая связана с процессом глобализации образования. Вторая – с развитием онлайн-обучения. Третья касается взаимодействия университетов и работодателей. И, наконец, создание такой среды в сибирских городах, чтобы лучшие выпускники школ поступали в наши университеты, а лучшие выпускники университетов не уезжали в другие места.

Евгений Сазонов, директор департамента по науке и образованию ассоциации «Сибирское соглашение», и Леонид Глок, председатель комитета Законодательной думы ТО по труду и социальной политике, сформулировали общую для всех сибирских регионов проблему: несоответствие количества и качества педагогических кадров растущей численности учеников школ и требованиям новых ФГОСов. Забегая вперед, заметим, что в заключительный день форума Леонид Глок внес несколько предложений, в том числе по созданию единого для всех уровней отрасли регионального органа управления и единого гуманитарного института с тремя отделениями на базе учреждений среднего профессионального образования для подготовки специалистов для села. Директор Академлицея Ирина Тоболкина говорила о том, что сегодня разные уровни образования действуют как герои известной басни о лебеде, раке и щуке, зам. мэра Томска Денис Молотков проанализировал, какие грустные последствия ждут студенческую столицу Сибири, если не развивать городскую среду. Не менее серьезные вопросы поднимали и другие участники дискуссии.

Не кусает, но пугает

По словам Евгения Князева, директора центра университетского менеджмента Института развития образования НИУ ВШЭ (Москва), к глобализации мы относимся как к радиации: не видим, не чувствуем, но ощущаем опасность и риски. Глобализация приведет к тому, что интернационализация системы образования будет нарастать.

– Я имею в виду не банальное толкование понятия, когда два-три иностранных студента приехали в вуз на семестр или два, – уточнил профессор. – Интернационализация – это процесс международного интегрирования во все составляющие системы. Россия будет становиться все более открытой и для найма рабочей силы, и для привлечения обучающихся, и для участия в международных проектах. Это все давно известно, но у нас пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Гром грянул. Россия вступила в ВТО. Отсюда вытекает тезис: нужно суметь сохранить суверенитет российской системы образования с помощью сильных учебных учреждений. Если не станем сильными – проиграем. Однако задача вывести к 2020 году пять отечественных университетов в сотню лучших мировых – это слишком мало. Пять вузов не сделают систему сильной. Вывод: государство должно поддерживать многообразие вузов. К сожалению, сегодня в государственной образовательной политике есть только два вектора – ставка на лидеров и критика аутсайдеров. Государство должно обратить внимание и на других системных игроков – федеральные и научно-исследовательские университеты, отраслевые вузы, которые обеспечивают кадрами важные сферы экономики. Нельзя позволить, чтобы в каком-то регионе не было ни одного учреждения высшего образования. Отсутствие такового – путь к деградации.

Разум России Сибирью прирастать будет?

В завершающий день работы форума состоялись парламентские слушания, участников которых приветствовали спикер Законодательной думы ТО Оксана Козловская и член Совета Федерации Виктор Кресс. Первая акцентировала внимание на том, что государство при выработке образовательной политики стало прислушиваться к мнению общественности. Так, при обсуждении нового ФЗ «Об образовании», который должен вступить в силу в нынешнем году, поступило около 600 тыс. замечаний и предложений от граждан. А экс-губернатор напомнил, что у томского образования долгая и позитивная история и что надо делиться опытом с другими регионами. Оба, как, впрочем, и другие участники слушаний, были солидарны: субъектам РФ в вопросах образования пришло время становиться не конкурентами, а партнерами. Консолидация мощного интеллектуального потенциала Сибири тоже может стать достойным ответом на глобальные вызовы.

 

Есть такая байка: «Что такое сегодня американский университет? Это место, где российские профессора учат физике китайских студентов». На мой взгляд, томские университеты тоже могут стать таким местом. Это тот самый ресурс, который должен привлекать в Томск студентов со всего мира. Университет останется российским, но будет распространять нашу культуру по всему миру.

Евгений Князев

 

Сибирь и Дальний Восток занимают две трети территории России. Здесь действуют всего три федеральных и четыре научно-исследовательских университета. В связи со столь непропорциональным числом ведущих вузов участники форума особые надежды возлагают на Томск, Новосибирск, Красноярск и Приморье, чьи университеты должны стать локомотивами для других вузов огромной части страны.

 

В рамках форума прошло подписание соглашения о сотрудничестве между НИ ТПУ, ТУСУРом и ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО – Югры».

«Я считаю за честь для нашего вуза иметь деловое соглашение с ведущими томскими университетами. Плотные связи позволят обеспечить академическую мобильность и помогут создать дорогостоящие совместные лаборатории», – отметил ректор СурГУ Сергей Косенок.

Юрий Шурыгин, ректор ТУСУРа и Алексей Мазуров, проректор ТПУ были единодушны: «Подобные контакты помогут нам обогатить друг друга новыми технологиями и новым опытом»

 

Чтобы организовать учебу в одну смену, как требуют новые ­ФГОСы, нужно построить в Томской области 40 новых школ. Чтобы обеспечить нормальный учебный процесс, в школы должны прийти 4,5–5 тыс. молодых педагогов. На это нужны колоссальные деньги. Где их взять – главная головная боль власти.

Леонид Глок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 3 =