Участники международного симпозиума джаза изучили феноменальные возможности музыки

Росарио Джулиани (Италия)
Росарио Джулиани (Италия)

Более полусотни музыкантов, профессоров и студентов из разных уголков мира в срочном порядке скорректировали свой жизненный и гастрольный график ради визита в Томск. Эти импровизации того стоили. Томский государственный университет и Асхат Сайфуллин впервые провели Международный студенческий симпозиум джаза. В течение трех дней участники симпозиума обменивались творческим и научным опытом и пытались понять, как джаз влияет на мышление человека.

577A5237

Спонтанность плюс наука

– Организуя Международный симпозиум джаза, наш университет решился на уникальный эксперимент: на несколько дней здесь слились молодость, спонтанность, креатив, музыка и наука, – отметил ректор ТГУ Эдуард Галажинский. – Для нас это событие стало очень важным, поскольку университет – не только центр образования и науки, но и центр культуры. Эта традиция останется неизменной: ТГУ был и будет площадкой для творческого самовыражения молодых людей.

В рамках симпозиума, который стал мероприятием даже не столько музыкальным, сколько научным, прошли круглые столы, открытые лекции, мастер-классы для студентов от музыкантов с мировым именем. Под занавес каждого дня томичей ждали концерты, на которых выступили съехавшиеся на симпозиум музыканты из разных стран.

Брэдли Вайнс
Брэдли Вайнс (Великобритания)

Нотка от депрессии

Джаз может вылечить от депрессии и психических расстройств, а также развить творческие и интеллектуальные способности человека. К такому выводу пришел музыкант и крупнейший в мире специалист по нейромаркетингу Брэдли Вайнс. Последними исследованиями психологов и нейрологов, изучающих влияние музыки на мозг человека, он поделился в своем докладе на открытии симпозиума.

– Влияние джаза на мозг связано с нейропластичностью – способностью мозга изменяться с течением времени. И с зеркальными нейронами, которые возбуждаются не только при выполнении определенного действия, но и при наблюдении за выполнением этого действия другим человеком, – рассказал Брэдли Вайнс. – У людей, занимающихся музыкой, увеличивается участок коры головного мозга, который отвечает за переработку звуков, и область, регулирующую связь разума и чувства. Таким образом, занятия музыкой развивают возможности головного мозга. А изучение музыки, по сути, обобщает все наши способности и совершенствует их.

Еще одно изменение, которое происходит в головном мозге, когда человек играет или слушает джаз, – совместная работа систем, отвечающих за воображение и концентрацию внимания. В естественном состоянии они согласуются между собой таким образом: когда активна одна, вторая остается расслабленной. При воздействии музыки эти системы могут работать в унисон. По мнению Брэдли Вайнса, такое свойство джаза полезно применять при лечении депрессий и психических расстройств.

Стив Турре (США)
Стив Турре (США)

Музыка пляжа

Где бы ни появлялся в дни симпозиума американский тромбонист Стив Турре, его неизменно сопровождал объемный красный чемодан. С саквояжем он не расставался отнюдь не потому, что хотел поскорее покинуть наш гостеприимный город. В Томск Стив Турре приезжает в четвертый раз и, по его словам, всегда делает это с удовольствием.

Секрет загадочного красного чемодана в другом. Стив – единственный в мире музыкант, который исполняет джаз на морских раковинах. Необычные музыкальные инструменты ездят по земному шару вместе с ним в специальном саквояже. Путешествуя в самолете, Стив сдает свою ценную поклажу в багаж. За сохранность ракушек музыкант не беспокоится – он делает для них в чемодане специальные отсеки из поролона. Опасность подстерегает лишь в одном случае: если пограничники во время проверки багажа не положат раковины обратно, в подготовленные для них углубления.

– Я не считаю морские ракушки экспериментальным инструментом. Они появились намного раньше того же самого пианино. Достаточно вспомнить традиции применения природных материалов в музыке – это и ракушки, и рога животных, – говорит Стив Турре. – А что касается моего опыта игры на раковинах, то я дебютировал с ними в 1970 году.

На морских инструментах можно исполнить целую гамму нот. То, что ракушка обладает множеством тонов, американский музыкант обнаружил случайно. Он уже наловчился издавать определенный звук, когда попал в аварию. Тогда пришлось взять раковину в другую руку. Пальцы с непривычки провалились в отверстие, и ракушка издала совершенно иной звук. Так началась пора экспериментов со звучанием.

Сколько сегодня морских инструментов в коллекции Стива Турре, он и сам сказать не может.

– Уж очень их много – считать лень, – улыбается музыкант из США. – В своем доме в Нью-Йорке я храню их в шкафах, коробках, чемоданах…

Ракушки для выступлений он находит на обычных пляжах. Обрезает острый конец раковины и проверяет, как она будет звучать. Есть в его коллекции и ракушки из антикварных лавок. Кстати, износа морским инструментам нет. Если за ними ухаживать, раковины могут прослужить сотни лет.

Томми Кемпбэлл (США)
Томми Кемпбэлл (США)

* * *

Студенческий симпозиум джаза стал первой ласточкой креативных научных проектов ТГУ.

– У этого формата будет продолжение, причем мы планируем расширять тематику и состав участников таких симпозиумов, – отметил проректор по международным связям ТГУ Артем Рыкун. – На следующую весну, например, мы запланировали фестиваль польского кино. Принять в нем участие уже согласился кинорежиссер Кшиштоф Занусси.

Завершающим аккордом симпозиума джаза стал большой гала-концерт. На сцене Центра культуры ТГУ встретились молодежные коллективы из Томска, Новосибирска и признанные мастера импровизации – контрабасисты, саксофонисты, трубачи, пианисты, барабанщики, тромбонисты, скрипачи – из России, Италии, США, с Тайваня. Все деньги от продажи билетов на этот концерт были переданы в Эндаумент-фонд ТГУ, который реализует проекты по поддержке талантливой молодежи

 

Затевая вместе с ТГУ Международный студенческий симпозиум джаза, я, конечно, знал, что мероприятие получится любопытным. Но не ожидал, что оно вызовет такой интерес и ажиотаж как в научной, так и в музыкальной среде. Томский университет стал флагманом, который поднял понятие джаза с уровня концертной жизни до научного разбора феноменальных возможностей музыки. И я очень благодарен ТГУ за это.

Асхат Сайфуллин, организатор международных джазовых фестивалей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два − один =