Более полусотни музыкантов, профессоров и студентов из разных уголков мира в срочном порядке скорректировали свой жизненный и гастрольный график ради визита в Томск. Эти импровизации того стоили. Томский государственный университет и Асхат Сайфуллин впервые провели Международный студенческий симпозиум джаза. В течение трех дней участники симпозиума обменивались творческим и научным опытом и пытались понять, как джаз влияет на мышление человека.
Спонтанность плюс наука
– Организуя Международный симпозиум джаза, наш университет решился на уникальный эксперимент: на несколько дней здесь слились молодость, спонтанность, креатив, музыка и наука, – отметил ректор ТГУ Эдуард Галажинский. – Для нас это событие стало очень важным, поскольку университет – не только центр образования и науки, но и центр культуры. Эта традиция останется неизменной: ТГУ был и будет площадкой для творческого самовыражения молодых людей.
В рамках симпозиума, который стал мероприятием даже не столько музыкальным, сколько научным, прошли круглые столы, открытые лекции, мастер-классы для студентов от музыкантов с мировым именем. Под занавес каждого дня томичей ждали концерты, на которых выступили съехавшиеся на симпозиум музыканты из разных стран.
Нотка от депрессии
Джаз может вылечить от депрессии и психических расстройств, а также развить творческие и интеллектуальные способности человека. К такому выводу пришел музыкант и крупнейший в мире специалист по нейромаркетингу Брэдли Вайнс. Последними исследованиями психологов и нейрологов, изучающих влияние музыки на мозг человека, он поделился в своем докладе на открытии симпозиума.
– Влияние джаза на мозг связано с нейропластичностью – способностью мозга изменяться с течением времени. И с зеркальными нейронами, которые возбуждаются не только при выполнении определенного действия, но и при наблюдении за выполнением этого действия другим человеком, – рассказал Брэдли Вайнс. – У людей, занимающихся музыкой, увеличивается участок коры головного мозга, который отвечает за переработку звуков, и область, регулирующую связь разума и чувства. Таким образом, занятия музыкой развивают возможности головного мозга. А изучение музыки, по сути, обобщает все наши способности и совершенствует их.
Еще одно изменение, которое происходит в головном мозге, когда человек играет или слушает джаз, – совместная работа систем, отвечающих за воображение и концентрацию внимания. В естественном состоянии они согласуются между собой таким образом: когда активна одна, вторая остается расслабленной. При воздействии музыки эти системы могут работать в унисон. По мнению Брэдли Вайнса, такое свойство джаза полезно применять при лечении депрессий и психических расстройств.
Музыка пляжа
Где бы ни появлялся в дни симпозиума американский тромбонист Стив Турре, его неизменно сопровождал объемный красный чемодан. С саквояжем он не расставался отнюдь не потому, что хотел поскорее покинуть наш гостеприимный город. В Томск Стив Турре приезжает в четвертый раз и, по его словам, всегда делает это с удовольствием.
Секрет загадочного красного чемодана в другом. Стив – единственный в мире музыкант, который исполняет джаз на морских раковинах. Необычные музыкальные инструменты ездят по земному шару вместе с ним в специальном саквояже. Путешествуя в самолете, Стив сдает свою ценную поклажу в багаж. За сохранность ракушек музыкант не беспокоится – он делает для них в чемодане специальные отсеки из поролона. Опасность подстерегает лишь в одном случае: если пограничники во время проверки багажа не положат раковины обратно, в подготовленные для них углубления.
– Я не считаю морские ракушки экспериментальным инструментом. Они появились намного раньше того же самого пианино. Достаточно вспомнить традиции применения природных материалов в музыке – это и ракушки, и рога животных, – говорит Стив Турре. – А что касается моего опыта игры на раковинах, то я дебютировал с ними в 1970 году.
На морских инструментах можно исполнить целую гамму нот. То, что ракушка обладает множеством тонов, американский музыкант обнаружил случайно. Он уже наловчился издавать определенный звук, когда попал в аварию. Тогда пришлось взять раковину в другую руку. Пальцы с непривычки провалились в отверстие, и ракушка издала совершенно иной звук. Так началась пора экспериментов со звучанием.
Сколько сегодня морских инструментов в коллекции Стива Турре, он и сам сказать не может.
– Уж очень их много – считать лень, – улыбается музыкант из США. – В своем доме в Нью-Йорке я храню их в шкафах, коробках, чемоданах…
Ракушки для выступлений он находит на обычных пляжах. Обрезает острый конец раковины и проверяет, как она будет звучать. Есть в его коллекции и ракушки из антикварных лавок. Кстати, износа морским инструментам нет. Если за ними ухаживать, раковины могут прослужить сотни лет.
* * *
Студенческий симпозиум джаза стал первой ласточкой креативных научных проектов ТГУ.
– У этого формата будет продолжение, причем мы планируем расширять тематику и состав участников таких симпозиумов, – отметил проректор по международным связям ТГУ Артем Рыкун. – На следующую весну, например, мы запланировали фестиваль польского кино. Принять в нем участие уже согласился кинорежиссер Кшиштоф Занусси.
Завершающим аккордом симпозиума джаза стал большой гала-концерт. На сцене Центра культуры ТГУ встретились молодежные коллективы из Томска, Новосибирска и признанные мастера импровизации – контрабасисты, саксофонисты, трубачи, пианисты, барабанщики, тромбонисты, скрипачи – из России, Италии, США, с Тайваня. Все деньги от продажи билетов на этот концерт были переданы в Эндаумент-фонд ТГУ, который реализует проекты по поддержке талантливой молодежи
Затевая вместе с ТГУ Международный студенческий симпозиум джаза, я, конечно, знал, что мероприятие получится любопытным. Но не ожидал, что оно вызовет такой интерес и ажиотаж как в научной, так и в музыкальной среде. Томский университет стал флагманом, который поднял понятие джаза с уровня концертной жизни до научного разбора феноменальных возможностей музыки. И я очень благодарен ТГУ за это.
Асхат Сайфуллин, организатор международных джазовых фестивалей