Ученики 47-й школы знают секреты приготовления эчпочмака и могут мастерски станцевать вайнахский танец

Статей на сайте: 16296

Через пару дней мы будем отмечать большой праздник – День народного единства. В его подготовке участвуют все 36 томских национальных диаспор, а также совет ректоров и вузы города. Возглавляет работу Ассамблея народов Томской области. По словам ее председателя ­Николая Кириллова, 70-й регион считается достаточно благополучным с точки зрения межнациональных отношений.

– Наша ассамблея стремится сохранять эту особенность, предупреждать возможные разногласия на национальной поч­ве, – рассказывает Николай Петрович. – Считаю, что сейчас центр всей работы должен быть перенесен в школу, чтобы там началось освоение передовых практик межнациональных отношений. У нас есть ряд интересных проектов в школах № 16, 32, но самой успешной можно назвать работу по интернациональному воспитанию в школе № 47. Я мечтаю, чтобы ее опыт был замечен департаментом общего образования, тем более что уже имеется рекомендация координационного совета при губернаторе, где говорится о том, что нужно активнее заниматься практикой межнациональных отношений. Во всем мире нарастает интерес к организации народной дипломатии на детском уровне.

Сулико по-томски

Школа № 47 вовсе не элитная. Она расположена в микрорай­оне, который в советское время назывался фабрично-заводским. Ее построили ровно 63 года назад неподалеку от станции Томск-2. В годы перестройки при школе работал детский завод «Подшипниковец», достижения которого экспонировались на ВДНХ. Но и сегодня это образовательное учреждение не утратило своей индивидуальности, в частности, в вопросах интернационального воспитания учащихся.

– В нашей школе обучаются дети разных национальностей – белорусы, казахи, таджики, узбеки, азербайджанцы, армяне, – перечисляет педагог дополнительного образования школы № 47 Наталья Мельникова. – Есть греки, поляки, украинцы. В какой-то степени такое интернациональное соседство можно объяснить близостью школы к частному сектору на Смирнова, где проживают представители национальных диас­пор. Вот почему вопросы интернационального воспитания не теряют у нас своей актуальности.

Сохранить культурную и национальную идентичность в условиях полиэтнической школьной среды руководство учреждения решило через создание Центра этнокультурного образования (ЦЭО). Тем более что и предпосылки для его появления просматривались вполне очевидно. Все началось с репетиции детского хора, когда педагог дополнительного образования по вокалу выпускница школы Ирина Богуцкая обратила внимание на тот факт, что во время разучивания национальных песен юные исполнители влет запоминали незнакомые слова не через текст, а непосредственно с голоса. Так было и с колыбельной на польском языке, и со знаменитой «Сулико». Дальше – больше. Пока опытный педагог Валентина Котлярова не предложила оформить проводимую работу в проект, назвав его «Если вместе, если дружно…». Сначала концерты с национальным колоритом проходили лишь на базе школы, но постепенно они вышли на городской уровень.

У этой школы сложились очень теплые отношения с Домом польским – ребята принимали участие в Международном конкурсе имени Шопена. Активно педагоги сотрудничают и с татарской диас­порой. А какие столы накрывают ее представители, угощая ребят сочными балешами, эчпочмаками и воздушным чак-чаком!

– Знаете, сколько семей включились в этот процесс? – продолжает директор школы № 47 Людмила Никифорова. – Надо было видеть, как во время концертов родители в национальных костюмах исполняли вместе со своими детьми родные песни, читали стихи на родном языке! В таких выступлениях сплетаются и культура, и костюмы, и нацио­нальные блюда – одним словом, все то, что идет из семьи.

Онегин на немецком

Сегодня из тысячи учеников этой школы практически каждый второй, начиная с третьего по восьмой классы, занимается в ЦЭО. К слову, сегодня в Томской области насчитывается около 50 подобных организаций, связанных сетевым взаимодействием.

– Мы ездим к ним, они – к нам, – поясняет координатор ЦЭО Наталья Мельникова. – В наших фестивалях принимают участие подростки Зональненской, Чернореченской, Монастырской школ, из поселка Кисловка, городских школ № 12, 13, 16, 19, 28, 33, 36, 37, 67, гимназий № 26 и 56, прогимназии «Кристина», а также воспитанники учреждений дополнительного образования и учреждения дополнительного образования «Факел», «У Белого озера», «Кедр».

≈140 народностей и национальностей проживают на территории Томской области.

По словам педагога, эти ребята выступали в трех крупных сетевых фестивалях, которые ежегодно проводятся на площадке 47-й школы. Например, конкурс чтецов «С любовью о Родине» знакомит с национальными ценностями литературы и поэзии народов России и Томской области. Ежегодно в его программу включается тема памятных дат, посвященных российским национальным поэтам и писателям, среди которых Муса Джалиль, Габдулла Тукай, Кайсын Кулиев, Янка Купала, Аветик Исаакян. Во время этого творческого состязания школьники читают стихи на родном языке (армянском, узбекском, татарском), здесь же зрители слушают их русский перевод. Иногда ребята читают стихи собственного сочинения. Кстати, очередной конкурс состоится уже в ноябре – подготовка к нему идет полным ходом.

Как говорят организаторы, иногда они разрешают юным чтецам выходить за рамки и декламировать стихи не только на нацио­нальном, но и на иностранном языке. Однажды здесь «Евгений Онегин» заговорил на немецком, а романтические стихи шотландца Роберта Бернса были исполнены на классическом английском.

Земля – наш общий дом

Другой фестиваль проводится в марте. Он называется «Планета земля – наш общий дом». В нем наряду со школьниками участвуют студенты ТГУ и ТПУ, приехавшие учиться в Томск из дальнего и ближнего зарубежья.

– Например, с индусами мы выезжали в специализированный дом ветеранов, где дали накануне Дня Победы два концерта для его подопечных, – рассказывает Наталья Мельникова.

– Уже третий год подряд мы тесно сотрудничаем с ТГУ, нам хорошо помогает наша выпускница Юлия Эмер (начальник управления информационной политики ТГУ), – дополняет педагог дополнительного образования по вокалу Ирина Богуцкая. – Ее мама Нелли Михайловна работала у нас учительницей. Сама Юлия начинала педагогическую практику в стенах школы. Она вывела нас на руководителя Центра адаптации иностранных студентов Лидию Жулеву, через нее-то мы и стали наводить мосты с молодежью других стран, и ребята охотно откликаются.

К слову, в рамках этого фестиваля педагоги школы организуют не только концертную программу, но и мастер-классы по декоративно-прикладному искусству и викторины по естественным наукам.

А третий фестиваль «Славно жить на белом свете, где кругом друзья твои» проводится в формате кругосветки. Педагоги вместе с ребятами и их родителями готовят конкретный игровой этап-станцию по странам мира, изучая обычаи и традиции разных народов. Каждый раз набирается больше десятка стран. В фестивале также участвуют школьники из других образовательных учреждений области и Томска. На школьной сцене не раз демонстрировали зажигательные танцы представители национальных диаспор из Армении, Таджикистана, Чечни. Не забывают здесь и о русских традициях – ни один фестиваль не обходится без знаменитой «Калинки».

Мосты дружбы

А еще у этой школы имеется собственный опыт наведения мостов дружбы. Педагоги до сих пор с добрым сердцем вспоминают свою ученицу Руслану Рыжую, у которой были не только успехи в учебе, но и в общественной работе. Однажды она рассказала своему классному руководителю о том, что ее сестра живет в Израиле. Педагоги установили видеосвязь, во время которой та приветствовала томских школьников на своем родном языке – иврите. Педагоги надеются, что и эта форма получит здесь постоянную прописку. На очереди – телемост с Арменией. Инициатором его создания выступила студентка педагогического колледжа, проходившая нынешним летом практику в 47-й школе.

Поставить на крыло

Конечно, проводить столь масштабный объем работ по интернациональному воспитанию молодежи под силу только неравнодушным и влюбленным в свое дело педагогам.

– Так мы же все люди старой закалки! – хором отвечают энтузиасты.

Например, за плечами Ирины Богуцкой 38 лет педагогического стажа, а у Натальи Мельниковой и того больше – 42 года. Им совсем не безразлично, кто подхватит наработанный ими опыт в столь непростой сфере, как межличностные отношения среди подростков.

– Действительно, педагогов со стажем становится все меньше, – признается отличник народного просвещения Людмила Никифорова. – Только в этом году к нам устроилось десять молодых специалистов: в какой кабинет ни зайду, всюду молоденькие учительницы: пока опытные учителя остаются в строю, они могут и должны поставить на крыло подрастающую смену.

В том, что они продолжат начатую опытной гвардией педагогов работу, нет никаких сомнений. Этому способствует и общая атмосфера школы, и ее педагогическая система.

– Мне бы очень хотелось, чтобы у нашей работы было продолжение, – подчеркивает директор школы № 47. – Но без участия родителей нам не обойтись. Во-первых, они должны знать, что происходит в стенах школы, а во‑вторых, сами должны участвовать в проводимых мероприятиях, потому что мы все – дети, родители, педагогический коллектив – являемся равными участниками воспитательного процесса, в том числе и интернацио­нального.

Автор: Валентина Артемьева

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

72 + = 81