Екатерина Сергеева
Проект «Чистые родники» был инициирован областным фондом поддержки инновационного образования «Эврика» и поддержан компанией СИБУР в рамках программы «Бизнес для экологии».
Для изучения воды в городских источниках для школы «Эврика-развитие» приобрели портативную экспресс-лабораторию. В течение полугода ребята брали пробы воды из нескольких городских родников и изучали ее состав как на месте, так и в учебной аудитории. Тесты проводили более чем по 20 показателям: жесткость воды, содержание железа, тяжелых металлов, других элементов.
Вода в Людмилином ключе в районе стадиона «Политехник» была признана пригодной для питья. Результаты экспресс-анализа уточнены на базе аккредитованной гидрохимической лаборатории, специалисты которой также подтвердили безопасность воды для питьевых целей.
После этого ребята из школы «Эврика-развитие» и дома детства и юношества «Кедр» совместно со своими педагогами обустроили источник. Создан каптаж – специальное сооружение для захвата подземных вод, каменные ступеньки, сам родник и чаша для воды полностью выложены камнями. Появились креативная лавочка и стенд, информирующий о химическом составе воды. На стадионе установили несколько указателей, которые помогут горожанам найти источник.
Когда вся наша многочисленная группа двигалась по тропинке к месту «торжественного открытия» обновленного родника, мы встретили пару в почтенном возрасте, прогулочным шагом направляющуюся к выходу из леса. Муж с женой подталкивали сумку на колесиках с емкостями воды. Оказывается, Валерий Петрович, так представился глава семьи, берет воду из родника уже много лет.
– Вообще, я коренной томич, родился здесь в 1937-м. Раньше еще один источник был в лесу, но он иссяк. Теперь ходим на тот, что в овраге. Вы благоустроили? Спасибо вам! Теперь и канистру есть куда поставить, и лавочка появилась удобная.
По словам куратора проекта кандидата химических наук Александра Фатеева, проект «Чистые родники» в свою очередь позволяет ему как учителю химии решить и свои педагогические задачи:
– Дети, сталкиваясь с практическим заданием, проявляют больший интерес к химии. Они убедились, что химия как наука – неотъемлемая часть нашей жизни. Кроме того, обустроив своими руками зону возле родника, очистив ее от мусора, ребята получили прививку бережного отношения к природе. Они потом еще своим детям расскажут, как местные родники возрождали.
Николай Новгородов, томский геолог и краевед, член Русского географического общества:
– Когда-то Томск называли городом родников. Даже водопроводная система императорского университета была запитана от природных источников. Сегодня городским источникам нужна поддержка. Ребята возродили родник, дающий шесть литров чистой воды в минуту! Вода проходит через 20-метровые природные отложения, которые отлично фильтруют ее, это подтвердили и школьные, и лабораторные исследования.