Ученые ищут рецепт индивидуальной среды, для реализации способностей каждого

Познакомившись со своими новыми научными партнерами, доктор Юлия Ковас отметила, что в Томске очень хорошая база для реализации проекта: «Можно смело начинать работать!»

Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики будет открыта на базе факультета психологии ТГУ. Работа по ее созданию уже началась – руководит процессом доктор Юлия Ковас из Голдсмитс-колледжа университета Лондона. На минувшей неделе она впервые приехала в Томск, чтобы познакомиться со своими новыми научными партнерами.

Исследование под названием «Природа и механизмы когнитивных процессов как ресурс инновационного развития» лаборатория ТГУ будет осуществлять совместно с Институтом психологии Российской академии образования. Эта работа – часть глобального международного проекта, который ведут британские ученые, в том числе и сама Ковас. Одна из задач предстоящего исследования – создание российского школьного близнецового регистра. Вопрос, на который предстоит ответить: почему одним математика дается хорошо, а другие ее не любят и боятся?

Когнитивная психология – раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

 

– Поняв механизм развития математических когнитивных функций, мы, возможно, найдем ключ к пониманию когнитивных функций вообще, – объясняет Юлия Ковас. – Что касается нашей сверхзадачи, то это повышение интеллектуального потенциала человечества.

Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики, работа по созданию которой началась в ТГУ, – амбициозный проект, обеспеченный трехлетним федеральным финансированием. На покупку оборудования и оплату услуг ученых госуниверситет получит 150 млн руб-лей по правительственному гранту. Возглавляет работу ученый с мировым именем, доктор Юлия Ковас из Голдсмитс-колледжа университета Лондона.

Одна из главных задач международного исследования, в котором будет участвовать ТГУ, – понять, как взаимодействуют в когнитивных процессах гены и среда. Найденные ответы позволят ученым сделать конкретные рекомендации представителям образования о том, какие условия нужно создать, чтобы генетический потенциал человека мог реализоваться по максимуму.

– Люди думают о генах как о чем-то неизменном. Но сегодня мы понимаем, что это не совсем так, – объясняет суть работы Юлия Ковас. – В разных средах одни и те же гены могут раскрываться по-разному. Например, в одной стране человек превзойдет всех по своим способностям, а в другой окажется намного ниже других.

Казалось бы – что тут удивительного? Но научное обоснование эта гипотеза получила совсем недавно, и это кардинально изменило ход многих исследований в области психогенетики.

– Мы полагаем, что наибольшую пользу от образовательной среды сегодня получают люди с определенными генетическими предрасположенностями, – объясняет Ковас. – Поэтому допускаем, что, если изменить среду, люди, которые не могут реализовать свой потенциал, раскроются иначе.

Конкретные механизмы генно-средового взаимодействия ученым и предстоит выяснить.

20 тысяч близнецов

В Британии исследования в данной области строятся на так называемом близнецовом методе.

– Мы сравниваем монозиготных и дизиготных близнецов (близняшек и двойняшек. – Прим. авт.), – рассказывает Юлия Ковас. – У монозиготных набор генов одинаков, поэтому, рассматривая определенный признак, мы ожидаем, что они будут более похожи в своем развитии, чем дизиготные. Но если решающее влияние на этот признак оказывает среда, то и первые, и вторые будут развиваться по-разному внутри своих пар.

Специально для научных изысканий в Британии создан уникальный регистр, в котором сосредоточены данные обо всех близнецах, рожденных в период с 1994 по 1996 год (всего 16 тыс. близнецовых пар).

– Конечно, не все продолжают участвовать в проекте: кто-то

уехал из страны, кто-то просто выпал из исследования. Сегодня мы наблюдаем около 10 тыс. пар, – говорит Юлия Ковас, – и обладаем данными об их когнитивном, поведенческом и средовом развитии на протяжении всей жизни.

Монозиготные близнецы – живое доказательство того, какое сложное воздействие оказывает на человека среда. Вроде и растут в одной семье, и учатся в одном классе, а люди все-таки разные.

– В психогенетике средой считается все, что не имеет отношения к генам, – продолжает Ковас. – Как человек развивается в утробе матери? Хватает ли ему кислорода? Как на него влияет экология? Болел ли он? Под средой понимается и культура, система образования, традиции, привычки. События в жизни каждого человека индивидуальны, неповторимы. На нас влияет каждое мгновение: прочитанные книги, встреченные люди… Именно комплекс всего этого формирует нашу личность.

Живое доказательство

В пример Юлия приводит себя. После того как окончила магистратуру по психологии в британском вузе, она решила продолжать обучение в аспирантуре. Разослала документы в разные учебные заведения, получила ряд предложений. Но воспользовалась тем, что пришло самым последним – из Научно-исследовательского центра психиатрии, развития, генетики и социальных исследований. Так Ковас попала в аспирантуру к выдающемуся ученому Роберту Пломину.

– Это потрясающий научный руководитель, создающий каждому своему ученику индивидуальную среду, в которой можно максимально раскрыться. У него ты немедленно становишься не студентом, а молодым ученым. От тебя требуют изучения всех исследовательских методов одновременно, генерирования идей, но при этом оказывают огромную поддержку. Возможно, в другой среде мне не удалось бы так реализоваться.

Важность для прогресса

В рамках научных грантов Юлия Ковас сотрудничает с ведущими научными лабораториями Европы, США, Японии, Китая. Теперь в эту обширную мировую исследовательскую сеть вошел и ТГУ. Одна из главных задач лаборатории психогенетики факультета психологии Томского гос-

университета – создание российского школьного близнецового регистра.

– Мы намерены обратиться во все школы России с просьбой предоставить информацию обо всех обучающихся в них близнецах. Надеемся, что учебные заведения пойдут нам навстречу, – говорит Юлия Ковас. – Создание регистра позволит проводить более интенсивные исследования – из него мы будем выбирать близнецовые пары для участия в дальнейших проектах.

По примеру британского проекта у российского будет свой веб-сайт, на котором близнецы, зарегистрировавшись, смогут получать информацию о ходе исследования и его результатах.

– В Англии близнецы охотно помогают ученым, – поясняет Ковас. – Они понимают, что своим участием способствуют научному прогрессу и что в перспективе это может привести к улучшению системы образования во всем мире. С семьями, задействованными в проекте, у нас установились теплые отношения. Мы надеемся, что российские близнецы тоже поймут важность нашей работы.

Объединить усилия

– Современная наука, особенно в нашей области, во многом основана на объединении ресурсов, – резюмирует Юлия Ковас. – Английское исследование предоставляет мне невероятные возможности, но оно не может дать ответы на все вопросы, которые ставят перед нами уже полученные знания, не может пролить свет на кросс-культурный компонент, дать возможность изучить развитие детей в разных образовательных системах. Теперь мы создаем в Томске лабораторию, которая будет потрясающим ресурсом для мировой науки. Мы вместе постараемся решить глобальную проблему.

СПРАВКА «ТН»

Юлия Ковас родилась в России, высшее образование получила в Санкт-Петербурге и затем в университете Лондона. В свои 38 лет она возглавляет международную лабораторию междисциплинарных инновационных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) факультета психологии Голдсмитс-колледжа университета Лондона, преподает психологию в Лондонском и Нью-Йоркском университетах, является соруководителем российско-британской лаборатории психогенетики РАО «Психологический институт». Также Ковас – член Математического консорциума Национального института здоровья (США), цель которого – внедрение научных исследований в этой области в психологию и образование.

Автор многочисленных статей в ведущих научных журналах; входит в коллектив исследователей научной школы профессора Роберта Пломина – общепризнанного мирового лидера в поведенческой генетике.

СКАЗАНО

Юлия Ковас, Голдсмитс-колледж университета Лондона:

– Одни способности становятся более важными на определенном культурном отрезке, чем другие. На данном этапе развития общества математика, речь, физика очень важны. А в другой среде, возможно, не имеют значения. Например, даже сейчас в мире существуют амазонские племена, у которых формально нет вообще никакой образовательной системы. Эти люди прекрасно адаптированы в своей среде, у них присутствует такое понятие, как интеллект, но это никак не связано с математическими способностями. Каждая среда задает обществу свои задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *