Понятие «рабочая профессия» совершенно естественно ассоциируется со строителями, станочниками, наладчиками, водителями, людьми, которые своими умениями создают материальные ценности на производстве. Специалиста-педагога, признаться, трудно вписать в этот ряд. Но, как ни крути, развитие человеческого капитала тоже драйвер экономического роста. В большом отряде представителей этой интеллектуальной профессии есть те, кто вносит особенный вклад в обучение и воспитание школьников, – учителя начальных классов. В Томской области ведущим учреждением, которое готовит «начальников», является Томский государственный педагогический колледж, расположенный на улице Крылова, 12а. О том, кто идет в первые учительницы и первые учителя, как из девушек и юношей получаются профессионалы начального дела, – в материале «ТН».

 

Школьная основа

– У нас не просто учреждение системы среднего профессионального образования, у нас мини-копия вуза, – улыбается директор колледжа Николай Горюнов. – А если серьезно, то, учитывая огромную социальную значимость профессии учителя начальной школы для образования в целом, студентов в педколледже обучают ровно так же, как в вузе. Отличие есть разве только в несколько укороченных учебных программах, но с большей долей практики.

Невольно возникло сравнение учителя «началки» с офицерским званием «младший лейтенант». И офицер, и путь карьерный не заказан. Кстати говоря, в нашем регионе немало учебных заведений, директора которых, согласно неписаным правилам, не предметники, а именно «начальники».

 

Выпускники педагогического колледжа трудоустраиваются по специальности в 80% случаев.

 

 – Колледж – один из старейших учебных заведений в системе среднего педагогического образования области, – продолжает Николай Павлович, – и всегда был ведущим в своем сегменте. Правда, в советское время он был скорее универсальным: здесь готовили и учителей начальной школы, и предметников, и даже музыкальных руководителей. В настоящее время студентов учат только по двум педагогическим направлениям – учитель начальной школы и педагог дошкольного образования. Правда, помимо классических учителей и воспитателей здесь обучают специалистов для коррекционных школ и дополнительного образования – ИЗО и черчение, технология и физкультура. В этом смысле в нашем полку прибыло: юноши – физкультурники, спорт­смены.

Надо сказать, что учителей, сколько бы учреждений их ни готовило, всегда не хватает. Спрос на подготовленных специалистов огромный. И томский колледж надежно закрывает ряд направлений, которые востребованы образовательной системой.

 

Колледж – это маленькая жизнь

 – Мы готовим первых учителей. Очно-заочно в колледже учатся около 1 400 студентов, в основном из Томска и области, есть приезжие из СФО. Штатных педагогов около 50 человек, достаточно много совместителей из вузов и средних учебных заведений – тоже чуть более 50 человек. Содержание образования весьма насыщенно: помимо основных здесь реализуются более 22 дополнительных профессиональных образовательных программ.

– Когда я смотрю на наших абитуриентов, у меня возникают разные чувства, – делится впечатлениями директор колледжа. – С одной стороны, очень приятно, что без особой рекламы конкурс при поступлении составляет восемь человек на место, это говорит о репутации учебного заведения. С другой стороны, хотелось бы быть уверенным, что поступают люди осознанно, а не наобум или по совету родителей. Ведь учитель должен иметь искру Божью. Бывает, не скрою, что выпускники школ с очень высоким баллом аттестата – от 4,8 и 5,0 – после первой сессии уходят, понимая, что они не на своем мес­те. Но в большинстве случаев у поступивших студентов это осознанное решение. И тогда к этому выбору мы предлагаем большой набор знаний, особенно практических, и методического инструментария.

 

ЦИФРА

15–47 тыс. рублей  составляет зарплата педагога начальных классов в зависимости от стажа и нагрузки.

 

Можно предполагать мотивы ребят, ведь они с детского сада видят, как благороден, но сложен труд педагога, значит, уже имеют представления, идеалы и позитивные примеры. Кстати, доля ребят, поступающих после 9-го класса, выше, и это объяснимо: они получают общеобразовательную подготовку и профессию в руки, не теряя времени. Напротив, многие выпускники школ после 11-го класса приходят с твердым желанием дальше продолжать обучение в вузе. Очень хорошо мотивированы парни и девушки, которые поступают на физкультурное отделение, они точно хотят быть учителями физкультуры.

На первом курсе девятиклассники изучают общеобразовательные предметы, проходя годовую программу за два старших класса школы. Те, кто после 11-го класса, сразу постигают специалитет в пропорции: 80% – педагогические дисциплины и 20% – вариативная часть. На выбор: предпринимательство, финансовая грамотность, поведение на рынке труда и другие курсы.

 

Как становятся педагогом?

Школы всегда жаждут свежей крови, ждут новую генерацию педагогов – неугомонных, энергичных, способных, влюбленных в свое дело и детей. Только сейчас к ожиданиям работодателей добавились и другие качества. Образовательные учреждения запрашивают специалистов с ярко выраженными компетенциями. Конечно, прежде всего это педагогический багаж и непременное знание предмета: пришел, будь добр – сразу к «станку» и сей разумное, доброе, вечное. Но и весьма ценными признаются умения работать в команде, в условиях неопределенности, с источниками информации и с современными цифровыми средствами. Образное выражение писателя Юрия Олеши «инженер человеческих душ» теперь можно запросто отнести и к современным учителям: работает с душами детей и справляется со сложной техникой, словно инженер.

Потому особое значение и особая гордость колледжа – обширная область практики, стажировок, конкурсов, семинаров. Практикуются студенты не только в городских школах, но и по всей области.

 – Один из наших принципов – студенты должны быть там, где они будут работать, – отмечает директор колледжа. – Работодатели отзываются, что студенты колледжа выгодно отличаются от студентов учреждений педагогического профиля уровнем подготовки: их можно сразу ставить на работу с детьми. По сути, разрыв между требованиями общества и работодателей и уровнем обученности специалиста фактически символический. Они были «в поле», требования к учителю знают. Очень способствует успешному обучению тесная связь с институтом наставничества.

(И тут автор вспомнил, что когда-то, в первый год работы в школе, его курировала опытный наставник – не предметник, а учительница начальной школы.)

– С каждой школой обязательно заключается договор по условиям наставничества, – Горюнов достал и показал внушительную пачку: – Вот здесь 220 договоров со всеми районами области, есть и целевые, и у этой категории возможна очень хорошая перспектива развития.

Но для школ важен обратный эффект. Выпускники колледжа априори владеют новейшей цифровой техникой и сложным инструментарием. Приходят в школу, делают заявку на современное оборудование и учат старших коллег им эффективно пользоваться. Бывает, школа закупает интерактивные доски, а главными инструментами учителей со стажем все равно остаются доска и мел. А молодежь уже другая, с электронными технологиями на «ты».

 

Кто более учитель?

На качество профессиональной подготовки специалистов существенно повлиял фактор соревнования в рамках движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Колледж участвует в нем с 2014 года. Удивительно, но в системе подготовки учителей он стал совершенно естественным элементом. Гордость колледжа – свой сертифицированный эксперт. Здесь две аккредитованные площадки для проведения демонстрационного экзамена, а это высшая оценка соответствия инфраструктуры колледжа тем требованиям, которые предъявляет WorldSkills. Две лаборатории оборудованы по последнему слову обучающих технологий. Интерактивные инструменты: игровые панели, музыкальные, «умный пол», «умные кубы» и огромное количество разных электронных игр. Они не только помогают обучению. Здесь формируется будущее для преподавания технологии в школах и кванториумах: осваиваются станки, приборы, опытные конструкции, комплексы робототехники, оборудование для черчения, панели для рисования… В игре закладываются профессиональные навыки и умения.

– Есть достижения: прошли в финал национального чемпионата 2019 года. Чуть-чуть не хватило баллов до призов. Но ведь сразу чемпионами не становятся, – улыбается Николай Горюнов. – Для этого надо кардинально изменить подходы к подготовке кад­ров и педагогов.

Но яркие звездочки уже есть. Посмотришь портфолио некоторых студенток, так внушительный список побед и призов в различных соревнованиях от лингвистики до логики и конкурсов иноязычной поэзии на двух страницах не умещается. Елизавета Лежнина, Наталья Файт и другие студенты приносят славу и высокую репутацию колледжу. Но главное в ином: в мечте и предназначении. Одной из победительниц региональных и участнице национального чемпионата WorldSkills, еще пока студентке Анне Красногорцевой предложили остаться преподавателем в колледже. Согласитесь, от таких предложений не отказываются.

– Нет, – ответила студентка-отличница, – я пойду работать в школу, к детям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

28 + = 31