Учительская аттестация глазами педагога и эксперта Галины Чаусовой

Галина Чаусова убеждена: чтобы запустить в классе активный творческий процесс, учителю нужно самому им увлечься. Знание предмета, программ важны, но это всего лишь инструменты, которыми невозможно пользоваться стандартно

Галина Чаусова преподает русский язык и литературу в асиновской школе № 4 на протяжении уже почти 40 лет, из них 28 лет она является учителем-методистом (получила это звание и документ с печатью Министерства просвещения РСФСР первой в своем районе еще в 1984 году), педагогом высшей категории, экспертом по аттестации педагогических кадров. Практически весь учебный год, с 1 октября по 30 апреля, у эксперта «страда». Галина Дмитриевна побывала с аттестацией во всех школах Асиновского и некоторых школах Первомайского района, а совсем недавно вернулась из города Стрежевого, где участвовала в аттестации пяти педагогов русского языка и литературы. 

Не бояться!

– Опытному эксперту достаточно одного урока, чтобы увидеть, каков потенциал педагога,– рассказывает Галина Чаусова. – В Стрежевом все пятеро подали заявку на первую категорию, хотя мне сразу стало понятно, что эти учителя достойны высшей. Они проработали на первой категории всю жизнь, а какие у них уроки, какие классы! Но, видимо, побоялись: вдруг их не так оценят?

Женщине вообще бывает трудно преодолеть психологический барьер внешней оценки, говорит эксперт.

– Было обидно, что стрежевчанки поскромничали. Когда я сложила все баллы в пяти таблицах показателей, у троих получалась высшая категория.Но по ходу дела переиграть ничего нельзя – теперь эти учителя смогут повысить свой статус только через год (если захотят).

Отсюда первый совет: не бояться. От уверенности, излучаемой учителем во время урока, зависит не только оценка эксперта. По мнению Галины Дмитриевной, уверенность (разумеется, основанная не на пустом месте, а на реальном профессионализме) – первое правило общения учителя с детьми.

Подготовиться!

– Новая система аттестации многих учителей насторожила, встревожила. Отношение к ней сегодня неоднозначное. Но много и пустых страхов, связанных с незнанием процесса. Те же педагоги, которые аттестуются не впервые, знают, что нужно хорошо подготовиться. В портфолио учителя, аттестуемого на первую и высшую категории, масса информации: таблицы, диагностика, мониторинг, результаты ЕГЭ, конкурсов, олимпиад, программы, по которым работает учитель, спецкурсы, элективные курсы, разработки лучших уроков, внеклассных мероприятий, статьи… Нужно действительно очень много сделать, перечитать, перелопатить огромное количество специальной литературы, подготовить собственные публикации в региональных или даже российских изданиях… Это основательная встряска, и длиться она будет не менее года, ведь нужно привести в систему все, что тобою сделано за 3–5 лет.

Важно, что это должны быть не просто отчеты, а результаты. Показатели ЕГЭ – высокие, участие в конкурсах – с победами, качество образования – не менее 70–80%, процент обученности (отсутствие неуспевающих) – 98–100%.

– Но ведь у многих учителей все это есть! И обидно, если они не получают адекватной оценки только потому, что поленились (или поскромничали) собрать все в систему и проанализировать.

Ожидание внешнего контроля подстегивает учителя. Важнейшее правило педагога и педагогики – идти не по кругу, а по спирали. Отсюда совет второй: перед аттестацией максимально собраться, заранее навести порядок в дидактических материалах, быть в курсе новинок педагогической литературы.

Творить и выдумывать!

Три года назад Галина Дмитриевна попыталась уйти на пенсию. Просидела «на заслуженном» всего две недели, звонят из школы: возвращайтесь, берите самый трудный, конфликтный 9-й класс. От него все отказались, а вы справитесь!

– Я посмотрела список: полкласса – дети моих бывших учеников. Конечно, справлюсь!

Заканчивал школу бывший трудный 9-й уже элитным классом, с четырьмя медалистами и внушительным списком достижений. Сейчас все до единого учатся в вузах и техникумах Томска.

К юбилею любимой учительницы вместо поздравительной открытки своими силами написали и издали толстый иллюстрированный журнал-спецвыпуск «Караван историй». Получилась настоящая педагогическая поэма глазами учеников…

– Чтобы запустить в классе активный творческий процесс, учителю нужно самому им увлечься, – говорит Галина Чаусова. – Знание предмета, программ важны, но это инструменты, которыми невозможно пользоваться стандартно. Можно освоить множество методик со сложнейшими названиями, но владеть ими – значит, уметь их подстроить под себя и под свою аудиторию, постоянно изменять и комбинировать, интуитивно чувствуя вектор интереса детей, глубину их возможностей.

Сейчас, имея 40-летний опыт, объяснять суть творческого педагогического процесса Галине Дмитриевне намного проще, чем в далекие 1970–1980-е, когда схема урока считалась классически незыблемой: вот начало, вот основная часть, закрепление, проверка, итог. Стандарт, на фоне которого странно выглядели эксперименты-новации, внедряемые молодой учительницей Галиной Чаусовой: лекционные формы, литературные салоны-спектакли, работа в группах… Ее дети умели не только писать диктанты и сочинения, но и петь под гитару, часами читать любимые стихи, разыгрывать сценки, выпускать газеты и журналы. Посещаемость вечерних факультативов по литературе, несмотря на добровольность, была стопроцентной…

Не отставать от жизни!

Сама Галина Чаусова прошла аттестацию в прошлом году.

– Уже вроде все знаешь и все у тебя есть, но когда начинаешь собирать папку, систематизировать, активнее искать новинки в журналах, все равно находишь что-то новое. Я сама себя проверила и оценила в первую очередь – и это было полезно.

По каким критериям оценивать педагога?

– Это настолько сложная система… Говорят, каждый человек, будь то взрослый или ребенок,– это целый мир, галактика. Каждый из этих миров движется, развивается по собственной траектории, по своей спирали, и их творческое взаимодействие – увлекательнейший процесс. У понятия «педагог» столько граней…

– Что поставить на первое место? – размышляет эксперт. – Знание своего предмета? Конечно, важно: без этого я не смогу заинтересовать, увлечь, объяснить. Умение разрешать педагогически сложные ситуации? Несомненно, учитель должен быть не только компетентен, но и по-человечески мудр, глубок, хорошо понимать психологию. Знание нормативной базы, владение информационными технологиями? Куда же сегодня без этого… Как ни крути, получается – все первостепенной важности.

Галина Дмитриевна уверена: будущее школы во многом зависит от кадров, а повышение компетентности и профессионализма учителя – одно из главных условий повышения качества образования. Модернизировать систему без этого просто невозможно. И роль аттестации тут нельзя недооценить.

– Я считаю правильным, что ввели обязательный квалификационный экзамен на соответствие занимаемой должности для тех, кто не имеет квалификационной категории, – добавляет Чаусова. – Некомпетентного в области педагогики и психологии учителя нельзя допускать к детям. Ведь ему этот экзамен предстоит держать изо дня в день, причем без права на ошибку.

 

ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН

Как вести себя на аттестации?

Советы для педагогов от Галины Чаусовой

1. Быть уверенным и ничего не бояться. От уверенности, излучаемой учителем во время урока, зависит не только оценка эксперта, но и успех в общении с детьми.

2. Собрать все в систему, подготовиться. Перед аттестацией нужно максимально собраться, заранее навести порядок в дидактических материалах, быть в курсе новинок педагогической литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 2 =