Учительская аттестация. Какие результаты?

Статей на сайте: 628

Учительская аттестация в прошлом году впервые стала обязательной для всех российских педагогов. Каких результатов ожидали и какие уже видны?

 

В 2011 году был изменен порядок аттестации педагогических кадров, теперь пройти ее раз в пять лет должны все – если не на категорию, то на соответствие занимаемой должности. Новация касается и школьных учителей, и детсадовских воспитателей, и тренеров ДЮСШ, и руководителей клубов и кружков, но только муниципальных и областных государственных, а не частных образовательных учреждений. Из 16 тыс. педагогов области с начала учебного года аттестацию прошли более 2,3 тыс. человек, из них 1,3 тыс. не имеют квалификационной категории, то есть аттестовывались в обязательном, а не добровольном порядке.

Почему новый порядок так растревожил учительское сообщество? В чем смысл изменений? Усложнились ли испытания? Ответить на эти вопросы «ТВ» попросил начальника Департамента общего образования Томской области Александра Щипкова.

– Порядок изменился потому, что время идет вперед, нам нужны педагоги, которые успевают за ним, самосовершенствуются, которые готовы и способны формировать из своих учеников успешные самостоятельные личности, – поясняет Александр Щипков. – На сегодня доля учителей, не претендующих на категорию, а стало быть, прежде не знакомых с аттестацией, около 20% от областного педсостава. Думаю, в новом порядке аттестации педагогических кадров их расстроила именно обязательность процедуры. Ведь раньше ее проходили только те, кто сам хотел большего: более высокой оценки своего профессионализма, в том числе и материальной.

Особенно тревожно людям пенсионного возраста. Кто-то устал, эмоционально выгорел и планировал потихоньку дорабатывать, а тут, оказывается, нужно экзамен какой-то сдавать… Знаете сколько взбудораженных людей приходило на первые квалификационные испытания? Возмущались: с какой стати мы, со всеми нашими регалиями и заслугами, должны кому-то что-то доказывать? Но регалии и заслуги тут не учитываются.

– А что учитывается?

Из 16 тыс. педагогов области с начала учебного года через аттестацию педагогических кадров прошли более 2,3 тыс. человек

 

– Основанием для аттестации является представление-характеристика, которое дает педагогу руководитель образовательного учреждения и успешное прохождение письменного квалификационного испытания.

 Экзамен на мудрость

– С представлением понятно. А где и как проходят испытания?

– В ресурсных центрах, которые есть в каждом муниципальном образовании – там, где дети сдают ЕГЭ (в Томске – в Томском институте повышения квалификации работников образования). Первая часть двухчасового испытания – тест, в котором содержатся 12 вопросов на знание нормативно-правовой базы, к каждому предлагается по три варианта ответа. Для положительного результата должно быть не менее 50% правильных ответов.

Во второй части учителю предлагаются две непростые педагогические ситуации, из которых он должен найти выход. Здесь он пишет развернутый ответ.

– Но для непростых педагогических ситуаций, вероятно, не бывает однозначных решений… Как же их оценивать?

– Существуют методики как решения проблем, так и оценки. Проверяют работы привлеченные эксперты, отобранные Департаментом общего образования из числа практикующих преподавателей, психологов, методистов.

– То есть учительский экзамен не на знание предмета?

– Нет, это именно проверка педагогических навыков. Хотя и такие мнения уже звучали: почему педагог, аттестующийся на высшую категорию, не подтверждает знания предмета? Возможно, со временем мы придем и к проверке знаний учителей-предметников, аттестующихся на категорию. Вопрос еще не решенный, он будет обсуждаться, в том числе и педагогическим сообществом.

– С какими трудностями столкнулись педагоги?

– Некоторым возрастным и сельским педагогам оказалось сложно написать работу, потому что они плохо владеют компьютером. Не всем легко дается нормативно-правовая база, ведь в повседневной практике учителя редко сталкиваются с официальными документами. Молодежь лучше владеет информационными технологиями, легко решает задачи и неплохо знает законы – наши педвузы дают хорошее образование.

– А почему нельзя писать по старинке, ручкой?

– Опять-таки потому, что требование времени такое. Сейчас в классах – интерактивные доски, проекторы… Школа переходит на ФГОС. Если учитель не умеет пользоваться компьютером, вся эта техника будет мертвым грузом стоять. Пока у учителя есть возможность написать ответ на бумаге (он будет отсканирован и передан в центр оценки качества образования, где проверяются все работы ), но все же от этого надо уходить.

Это же не чистка

– Были решительно не справившиеся с заданиями по сути?

– Единицы. В основном это педагоги из малокомплектных сельских школ, не имеющие специального образования. И еще те, кто не готовился к аттестации.

– Как к ней можно подготовиться? Ну, с нормативной базой все более-менее понятно: ее реально изучить. А задачи?

– Ситуации, встречающиеся на испытании, вывешены у нас на сайте (вообще, все варианты контрольно-измерительных материалов находятся в открытом доступе). С ними можно ознакомиться заранее, обдумать ответы. Кроме того, мы проводили много консультаций – и в режиме онлайн, и с выездом в ближайшие муниципалитеты. Педагоги приходили на индивидуальные и групповые консультации. Ряд школ организованно к этому вопросу подошли, всем коллективом разбирали задачи – их учителя и сдавали с высокими баллами. Но некоторые педагоги остались с проблемой аттестации один на один. Особенно обидна была ситуация, когда руководитель образовательного учреждения представление-характеристику писал абы как, формально. А ведь представление руководителя аттестационная комиссия берет за основу своей оценки.

– Что в этом случае делали?

– Звонили в такие школы, расспрашивали о педагоге, объясняли: из вашего представления специалиста не видно: как он работает, чем хорош и где недотягивает… Чаще всего директор школы извинялся, исправлял ситуацию, и учитель успешно проходил аттестацию.

– И все же есть завалившие?

– Таких менее 1%. Ситуация психологически сложная и деликатная, а потому и подходить нужно крайне осторожно, индивидуально. Ведь это не чистка какая-нибудь… Если эксперты по результатам испытания принимали отрицательное решение, главная аттестационная комиссия повторно изучала представление руководителя, определяла причины неуспеха. Рассматривала ситуацию в районе и школе. А потом выдавала учителю рекомендации. Например, изучить нормативную базу, пройти курсы повышения квалификации и так далее. То есть составляла индивидуальную программу повышения его профессионализма.

Ни один педагог, не прошедший аттестацию, работу пока не потерял. Ведь аттестация придумана не для того, чтобы кого-то завалить и уволить, а чтобы повысить мотивацию к профессиональному росту.

Кстати, прошедшие аттестацию на соответствие могут досрочно подать заявку на аттестацию по более высокой категории. Такие прецеденты уже есть.

Плечи у людей расправились

– Аттестация на категорию такая же по форме?

– Нет. Здесь в экспертизу входит посещение уроков, знакомство с личным делом аттестуемого, его портфолио за пять лет с достижениями самого педагога и его учеников, перечнем приемов и методик, какими он владеет, и т.д. Его опыт и достижения анализируются экспертами, заключение выносится на рассмотрение главной аттестационной комиссии. Экзамен в этом виде аттестации пока не сдается.

– Что говорят учителя, прошедшие через горнило испытаний?

– Молодым интересно проверить себя и установить более высокую планку. Но и те, кто постарше, по итогам отзываются об аттестации неплохо, оставляют впечатления и советы коллегам на сайте ТОИПКРО. Главный вывод – ничего страшного, а если подготовиться, то и польза будет немалая.

Некоторые наши возрастные сельские учителя предпочли уйти из школы, чтобы только не проходить аттестацию. А у тех их коллег, кто боялся, но все же прошел, теперь глаза горят. Плечи у людей расправились, крылья выросли, появилось желание работать…

Сформируем кадровый резерв

– Как этот процесс будет развиваться дальше?

– Совершенствоваться. Содержание тестов будет меняться ежегодно не менее чем на 20%, будет учитываться специфика работы каждого образовательного учреждения – средней школы, детского сада или учреждения дополнительного образования детей. Мы изучаем опыт других регионов, анализируем собственный.

Нам хотелось бы в ходе аттестации найти среди томских педагогов звездочек, которые потенциально могли бы возглавить методические службы в муниципалитетах, стать руководителями школ, посоревноваться в конкурсах профмастерства высокого уровня… У нас пока нет структуры, которая бы целенаправленно занималась формированием кадровой политики. И система аттестации в какой-то степени должна это компенсировать. Мы надеемся таким образом сформировать учительский кадровый резерв… Для педагогов будут сформированы индивидуальные учебные программы.

Сегодня мы оцениваем учительский потенциал, чтобы понять, что же нужно для лучшей его реализации. Но это уже будет следующий шаг…

 

«Нам хотелось бы в ходе аттестации найти среди томских педагогов звездочек, которые потенциально могли бы возглавить методические службы в муниципалитетах, стать руководителями школ, посоревноваться в конкурсах профмастерства высокого уровня…»

Александр Щипков,

начальник департамента общего образования администрации Томской области

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,,,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 22 = 30