Аттестация на высшую квалификационную категорию прибавила Оксане Киреевой уверенности в себе и самоуважения
Доброжелательная школа
Оксана Киреева говорит, что в свой работе прежде всего руководствуется принципом «Не навреди».
– От учителя во многом зависит и выбор будущей профессии ребенком, – объясняет она созвучность своего педагогического кредо с главным принципом врачебной работы, – и его взаимоотношения с людьми, да и вообще сама жизнь человека зачастую определяется тем, какие знания и какие нравственные ценности в него вложит школа. Учитель должен быть чутким, внимательным, способным распознать внутренние потребности ученика и деликатно их развивать.
Моя визави говорит спокойно, без категорических ноток в голосе. Будто вслух рассуждает. Это импонирует. Ее признание в том, что она придерживается демократической системы воспитания с соблюдением, разумеется, определенной дистанции между учителем и учениками, чтобы не возникало фамильярности, тоже вызывает симпатию. Дух свободы и доброжелательности, подчеркивает Оксана, культивируется в школе директором Владимиром Зятниным и поддерживается педагогическим коллективом. Подобная установка близка ей по духу, поэтому она с ней солидарна.
Испытание себя
В нынешнем году Оксана Викторовна впервые прошла аттестацию на высшую квалификационную категорию. Что побудило ее подать документы? В первую очередь, по ее признанию, желание испытать себя: «Могу или нет?» А во-вторых, хотелось повысить свой статус, прежде всего в собственных глазах. Проверку Оксана выдержала с честью, хотя и волновалась.
– Немножко нервничала из-за открытого урока, – откровенничает она. – Там ведь многое зависит не столько от учителя, сколько от класса, но ребята уловили мое настроение и активно меня поддержали. Можно сказать, что этот экзамен мы успешно сдали вместе.
А вот заполнение таблиц с показателями работы за последние годы отняло, по мнению Оксаны, очень много времени. Она считает, что эту процедуру стоило бы упростить. Хотелось бы и большей стабильности квалификационных требований к преподавателям. Но в целом, пройдя испытание, Оксана получила колоссальное моральное удовлетворение.
– Я доказала себе и другим, что способна сдать экзамен на профессионализм. Мне это, безусловно, прибавило уверенности в своих силах.
Любовь к профессии
По словам Оксаны, в школе работают одержимые люди. Те, кто задержался хотя бы на два-три года, из образовательного учреждения не уходят. Почему?
– Потому, – перечисляет она аргументы в пользу профессии учителя, – что в школе тебя каждый день ждет что-то новое, неожиданное. Не только ведь ты учишь детей, но и они тебя чему-то учат и подпитывают энергией.
– В кулуарных разговорах педагоги жалуются на реформы, которыми замучили школу. А как вы, Оксана Викторовна, воспринимаете образовательные новации?
– Иногда первая реакция бывает протестной: ну вот, придумали электронные журналы – учителю только дополнительная головная боль! А потом взвесишь: так сама же жаловалась на бесконечную писанину, а тут писанины будет меньше. К тому же хочешь не хочешь, а придется совершенствоваться в информационных технологиях. Или вот сейчас многие напряглись в ожидании перехода на новые образовательные стандарты. А я подумала: что от меня как учителя они потребуют? Изменения структуры уроков? Внедрения проблемных элементов обучения? Но ведь все это я и раньше использовала. Моя точка зрения: любой новый опыт никогда не бывает лишним. Тем более в школе.
Оксана Киреева – преподаватель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 4 им. И. Черных», классный руководитель 11-го класса. В 1992-м окончила ТГПИ. Общий педагогический стаж 17 лет, из них 16 – в четвертой школе. Недавно аттестована на высшую квалификационную категорию.
Замужем. Супруг Александр – технарь. Дочь Александра – студентка ТПУ.
Меня иногда выпускники прошлых лет спрашивают: «Нынешние ученики лучше или хуже нас?» Я отвечаю: «Они не лучше и не хуже, они другие». А про себя думаю: «Такие же разные, требующие от учителя постоянного творчества и, конечно же, любви.
Комментарии коллег
Дмитрий Родионов, зам. директора школы:
– Во-первых, Оксана Викторовна – крепкий профессионал. Во-вторых, умеет находить общий язык с любыми детьми и родителями. В-третьих, она постоянно находится в творческом поиске.
Светлана Шмакова, зам. директора по учебно-воспитательной работе в старших классах:
– Об успешной работе Оксаны Викторовны говорят устойчивые положительные результаты ее учеников при сдаче ГИА и ЕГЭ в 9-х и 11-х классах. Высокий профессионализм подтверждается и тем, что сама она является членом областной экспертной комиссии по проверке экзаменационных заданий по русскому языку и литературе.
Инесса Кашенова, зам. директора по научно-методической работе:
– Оксана Киреева – руководитель научно-методического объединения. Ведет большую инновационную работу, участвует в реализации образовательной программы центра информации и развития коммуникаций, Оксана Викторовна – один из организаторов этого проекта. В ней гармонично сочетаются педагогический опыт и стремление к новым методическим подходам.
Взгляд на учителя из 11-го класса
Мария Бойкова:
– Оксана Викторовна относится к нам не как к маленьким детям, а как к взрослым людям. Мы себя чувствуем раскрепощенными и можем обсуждать самые разные темы. Если на уроке возникает какой-то острый вопрос, она не уходит от ответа, а создает ситуацию дискуссии, когда каждый высказывает свое мнение.
Родион Небера:
– Про Оксану Викторовну можно сказать просто: замечательный учитель. Интерес к культуре она прививает не только через книги, но и с помощью внеклассных мероприятий – ходит с нами в музеи, театры.
Надежда Кряжева:
– Несмотря на то что мы все немножко вредные, Оксана Викторовна нас любит. Она об этом не говорит, но мы это чувствуем.
Мнение родителей
Ольга Рябченко, мама 11-классника Ильи:
– За те годы, что Оксана Викторовна является классным руководителем моего сына, она стала для нашей семьи не просто учителем, а родным человеком. Она очень доступная, контактная, отзывчивая. С учениками возится как мать Тереза. При этом не сюсюкает, остается принципиальной и строгой. Завоевать уважение и любовь детей непросто: они интуитивно чувствуют фальшь. Оксана Викторовна все делает искренне, и ребята отвечают ей такой же искренней любовью.