Уехать в Северск теперь можно только за 35 рублей

Валентина Артемьева

Фото: Артем Изофатов

442

У северчанки Елены, кадрового работника одного из томских предприятий, за долгие годы сложился собственный маршрут передвижения между двумя городами. Она выезжала из города, делала пересадку на АРЗе и добиралась до места службы. Новость о внезапном повышении платы за проезд постоянная пассажирка восприняла очень эмоционально: «Это отвратительно! Я уже написала письмо в мэрию! В прошлом году было то же самое, но мы сумели отстоять свои права».

Со 2 февраля стоимость проезда по маршруту Томск – Северск (автобусы №400, 401, 405, 442) поднялась с 29 до 35 рублей. Все бы ничего, но с момента предыдущего повышения, когда билеты подорожали с 25 до 29 рублей, прошло меньше года.

Маршрутники объясняют пересмотр тарифов недостаточной компенсацией за проезд в автобусе по единому социальному проездному билету (ЕСПБ). У некоторых пассажиров причина вызвала саркастическую улыбку. Дескать, обычно маршрутники, когда повышают цены, ссылаются на более привычные вещи – рост стоимости топлива, запчастей, необходимость увеличивать зарплату водителям и кондукторам… Теперь им чем-то не угодили пенсионеры. Более того, жалобы пассажиров на внезапное повышение стоимости проезда некоторые кондукторы и водители переадресовывали… в областную администрацию!

Резким (разом на 21%) повышением стоимости проезда пока возмущаются в основном пассажиры старшего возраста. Большая часть северских студентов сейчас на зимних каникулах и почувствует разницу через неделю-другую.

Почему же произошел столь резкий скачок в стоимости проезда? В мэрии Северска «ТН» пояснили, что такое решение принято в недрах Департамента тарифного регулирования Томской области. По словам заместителя начальника этого ведомства Оксаны Касьяновой, изменение отчасти связано с пересмотром стоимости проезда по маршрутам закрытого города: в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Северск от 7 декабря 2015 года №2693 «О тарифах на перевозки пассажиров и провоз ручной клади автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным городским маршрутам» с 1 января 2016 года увеличилась предельная стоимость проезда по территории ЗАТО Северск с 12 до 14 рублей (рост составил, заметьте, 17%).

С мая 2015 года предельный уровень стоимости проезда по маршрутам Северск – Томск составлял 33 рубля, однако фактическая стоимость проезда удерживалась на уровне 29 рублей. Это было возможно благодаря договоренностям между областной администрацией и перевозчиками.

– Увеличение стоимости топ­лива (рост с мая 2015 года по январь 2016 года составил не менее 9%), рост расходов на запасные части (не менее 10%) и резкое снижение пассажиропотока в январе исчерпали возможности дальнейшего сдерживания фактических тарифов на прежнем уровне, – поясняет Оксана Касьянова.

Стоимость проезда на автобусных маршрутах Томск – Северск и Северск – Томск складывается из трех составляющих: проезд по Томску, по Северску и между городами. Изменения в любом из компонентов самым прямым образом сказываются на общей стоимости. В данном случае маршрутники «всего лишь» решили совместить повышение стоимости проезда по Северску с резервом, который они держали в рукаве, установив в прошлом году цену на билеты в размере 29 рублей, а не 33.

«Проезд 35 рублей» – такие надписи на стеклах северских пазиков стали полной неожиданностью для горожан. Судя по тому, что в подавляющем большинстве листовок новая цена написана прямо поверх старой (в лучшем случае с использованием корректора), неожиданностью это стало и для маршрутников. Либо это еще раз говорит об уровне сервиса и отношения к пассажирам

Ходить пешком

«ТН» посмотрели, как на повышение стоимости проезда в северских маршрутках отреагировали посетители интернет-форумов.

«Маршрутники 442-го в хлам убивают свои автобусы, гоняясь по Томску наперегонки и по рельсам, и по обочинам, а потом плачутся, что денег, видите ли, не хватает на ремонт».

«Бензин не дорожал, газ тоже не особо. Запчасти сплошь российского производства. Так какого проезд повышать?»

«Повысили реально очень сильно. Сразу на шесть рублей. Еще можно понять, если бы повысили, ну скажем, на два рубля, а так… беспредел!»

«Такое повышение стало возможным из-за отсутствия должной конкуренции среди перевозчиков. Выход один – ходить пешком».

442_

Комментарий

Льготный билет для пенсионеров сохраняется

Марина Киняйкина, и.о. начальника Департамента социальной защиты населения Томской области
Марина Киняйкина, и.о. начальника Департамента социальной защиты населения Томской области

Картину повышения стоимости проезда в северских маршрутках дополняет ­начальник областного департамента социальной защиты населения Марина Киняйкина.

– Марина Александровна, нынешнее повышение проезда на 6 рублей перевозчики объясняют тем, что не в полной мере получают компенсацию за единый социальный проездной билет. Так ли это на самом деле?

– Давайте попробуем разобраться в действующем механизме оплаты перевозки льготных категорий граждан. Во-первых, льготник самостоятельно за свои деньги (280 рублей) приобретает единый социальный проездной билет (ЕСПБ) на почте. По истечении месяца Департамент транспорта Томской области определяет по каждому перевозчику объем выполненной работы и передает эту информацию в Департамент социальной защиты населения Томской области. На основании этих сведений мы распределяем общий объем денежных средств. Средства областного бюджета делятся в основном исходя из норматива 280 рублей за каждого льготника. То есть маршрутники де-факто получают за перевозку льготника 560 рублей: 280 рублей от гражданина и 280 рублей из областного бюджета. Для некоторых перевозчиков по межмуниципальным маршрутам с учетом большого пассажиропотока дополнительно применяется повышающий коэффициент – 1,7. То есть им из бюджета перечисляется не 280 рублей, а 476 рублей. Решение об этом принимает областной департамент транспорта. Соответственно, за каждого льготника такие перевозчики (например, по маршруту 442) получают 756 рублей: 280 рублей – от гражданина и 476 рублей – из областного бюджета. Никаких промежуточных звеньев при осуществлении этой схемы финансирования нет.

– Этих средств, по мнению маршрутников, недостаточно. Тарифы за перевозку льготных категорий граждан нужно индексировать?

– Давайте проанализируем статистику. В 2015 году в общей сложности единый социальный проездной билет приобрели 128404 раза. То есть 10700 человек в месяц. Это на 7% больше, чем в 2013 и 2014 годах. Объем финансирования услуг перевозчиков в 2015 году составил 54,5 млн рублей, в 2013 году – 43,9 млн, в 2014м 50,6 млн. То есть увеличился по сравнению с 2014 годом на 7,7%, а с 2013-го – на 24%. В месяц количество перевозимых льготников составляет 10–11 тыс. человек. Это лишь незначительная часть от общего числа пассажиров, и за счет увеличения платы за льготные категории решать проблему неправильно. Тем более нас ожидает год непростой, и в таких условиях наша задача – сохранить действующие меры социальной поддержки. Индексировать и повышать расходы на сегодняшний день возможности нет.

– Каким может быть выход из сложившейся ситуации?

– Одним из вариантов является ограничение количества поездок льготных категорий граждан в течение месяца. Льгота не может быть беспредельной. Но для этого областной департамент транспорта и перевозчики должны обеспечить учет каждой поездки таких пассажиров. После внедрения учета могут быть внесены изменения в действующие Правила предоставления ЕСПБ и финансирования работы перевозчиков. А пока далеко не во всех маршрутках есть кондукторы, не говоря уже о более современных формах учета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *