Такую инициативу выдвинул томич Валерий Кузнецов. По его мысли, пешеходная магистраль со сквозным маршрутом через большую часть исторического центра города (от Лагерного сада до Белого озера) с магазинами, кафе, площадками для арт-проектов и культурных акций стала бы местом для прогулок томичей.
Среди очевидных плюсов, которые называют инициаторы проекта, – увеличение рыночной стоимости домов на улицах, по которым пройдет маршрут, реставрация и сохранение деревянной застройки города, привлечение инвесторов к развитию городской среды, и главное – формирование «livable city» – города, приятного и комфортного для проживания.
Возмущение части горожан вызывает полное или частичное закрытие улиц для движения автотранспорта и дороговизна проекта. Однако его авторы ссылаются на опыт европейских городов: за автомобильным трафиком все равно не угнаться, рано или поздно его приходится ограничивать, а создание пешеходного центра, где людям приятно находиться, оправдывает и окупает вложение серьезных средств.
В настоящее время идет активное обсуждение маршрута, формируется инициативная группа для создания архитектурного проекта и обращения с ним к первым лицам города.
Комментарии
Валерий Кузнецов, инициатор проекта создания пешеходной зоны в Томске:
– Мне кажется, томичи заслуживают того, чтобы хоть одна улица в городе была пешеходной, образцово-показательной, приятной для передвижения, отдыха и жизни. И для начала реализации нашей задумки достаточно всего лишь принять решение о статусе улицы, повесить дорожные знаки и сделать соответствующую разметку.
Никита Кирсанов, председатель комиссии по сохранению исторического наследия при администрации Томска:
– Одна из главных проблем сегодня – город становится все более тесным, людям негде гулять. Томску не хватает серьезной продуманной стратегии развития, где была бы определена роль пешехода в городе. И если мы говорим о Томске студенческом, о Томске современном, то необходимость создания пешеходной улицы как места для жизни, для отдыха, для формирования активной и культурной городской среды, не вызывает сомнений.
Справка «ТВ»
Улица с преимущественно пешеходным движением включает в себя трамвайную линию, велосипедные дорожки и тротуар для пешеходов. Автомобили могут въезжать с боковых улиц, но не могут ехать по всей длине улицы. Предполагается строгое ограничение скорости (до5 км/ч) и запрет на парковку.