Уполномоченный по правам ребенка в Томской области Людмила Эфтимович выступает за ужесточение родительской ответственности за воспитание детей

Эфтимович– Людмила Евгеньевна, три года вы занимаетесь защитой прав ребенка в Томской области. Судя по отчетам, с которыми вы выступали перед областными депутатами, многое удалось сделать. А что осталось за рамками, какие проблемы пока остаются нереализованными?

  • – Я бы выделила три таких направления:
  • – организация жизни детей в домах ребенка;
  • – жизнеустройство выпускников детских домов и решение их жилищного вопроса;
  • – возрождение патронатного воспитания.

Первое. Мы все прекрасно понимаем, что содержание ребенка вне семьи, особенно в младенческом возрасте, изначально закладывает причины социальных проблем в будущей жизни. Как помочь таким детям? Есть положительный опыт у наших соседей. Например, это новосибирский дом ребенка № 2, где работают по-новому, организовав группы малышей по 6 человек и сведя до минимума число взрослых, которые работают с ними.

Мной внесено предложение депутатам реализовать подобный опыт у нас в области. Уж если не можем максимально быстро устроить таких детей в семьи, то создадим им условия, приближенные к семейным.

Вторая проблема. Приведу показательный пример этого года: к представителям опеки пришла женщина. Она требовала справку для девушки о том, что та сирота, чтобы поставить в очередь на получение жилья. Знаете, кто запрашивал документ? Ее мама. Вот вам образец, как у нас понимается сиротство. Причем такие горе-родители продолжают жить в доме, откуда забрали детей, «убивая» жилище окончательно. Для того чтобы это жилье сохранялось за выпускниками детских домов, их родителей необходимо (в определенных случаях) переселять. В этом году мы предложим внести поправку в региональный закон: если сохранить прежнее жилье, не придется подыскивать альтернативное или строить новое.

– А каков портрет сегодняшних родителей социальных сирот?

– Это неблагополучная категория населения, но не обязательно пьющая. И я обращаю на это особое внимание. Они привыкли к тому, что им всю жизнь кто-то что-то дает. В советское время таких людей прямо так и называли: иждивенцы, бездельники, потребители. Родителям сегодняшних сирот нет и 50 лет, это относительно молодые люди. Повторюсь, это не обязательно пьющие, но живущие как придется, не желающие понимать и принимать ответственности за собственных детей.

– Вы предлагаете призвать к ответственности таких родителей? Об этом ведь говорил и губернатор на недавнем собрании областной Думы?

– Действительно, Сергей Анатольевич предложил нам объединить усилия в борьбе с социальным сиротством и ввести понятие родительской ответственности. Установить денежную компенсацию c родителей, бросивших детей, включая отказавшихся от приемного ребенка. Я поддерживаю эту инициативу, но для того, чтобы адаптировать детей к реальной жизни, необходимо также вернуть закон о патронате.

– Это третья насущная проблема?

– Да, я продолжаю утверждать, что ребенок должен жить в семье, пусть и замещающей. Хотя приемные родители сегодня с опаской берут детей из детских домов. Почему? Потому что это в основном подростки, не всегда здоровые, часто с криминальным опытом и иногда имеющие опыт жизни в семье. Он им не нравится. Ведь они с раннего возраста привыкли потреблять, а в приемной семье надо заниматься не только самообслуживанием, но и оказывать посильную помощь взрослым: посуду помыть, картошку окучить…

У нас был прекрасный опыт работы патронатных семей в Зырянском районе. При такой форме воспитания не требуется служба сопровождения, весь персонал детского дома (врач, психолог, социальный работник, директор) несет ответственность за этого ребенка. Патронатные мамы рассказывали мне, что никогда не взяли бы ребенка, если б не были уверены в поддержке детского дома. Туда они могли позвонить в любое время суток, если возникала проблема или вопрос. Да, эти мамы отвечали за приемных детей, но они делили ответственность со специалистами. Вот что главное в патронате.

– Людмила Евгеньевна, откуда чаще всего к вам поступают обращения, какова география жалоб?

– Пропорционально представлены все районы области: Томск, Северск, Томский район. Сократилось число жалоб из Стрежевого, немного уменьшилось число обращений из Парабельского района, но есть рост из Кедрового.

Главная задача, стоящая сегодня перед обществом, – усиление ответственности родителей за своих детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + 2 =