Урожай на медведей

Валерий Сурнаев: экологический прогноз на лето 2012 года неблагоприятный

Особенное нынче лето: стойкое, сухое. Почти нет гнуса. Согласно примете (зацвел кипрей) на убыль вот-вот пойдет паут. Но если другие обитатели тайги не особо страдают от засушливого июня, то медведям приходится тяжко.

Валерий Сурнаев, заместитель начальника отдела особо охраняемых природных территорий ОГБУ «Облкомприрода»
Валерий Сурнаев, заместитель начальника отдела особо охраняемых природных территорий ОГБУ «Облкомприрода»

– По долгу службы много лет занимаюсь анализом агрессивного поведения медведей. Один из первых случаев в регионе зафиксировал профессор И.П. Лаптев в 1901 году, когда в результате обширных пожаров на севере Томской губернии кормовая база медведей была настолько подорвана, что они не смогли залечь в зимнюю спячку. Позже массовые шатания хищников отмечались в 1927-м, 1931-м, 1947-м, 1950–1951 годах (в эти годы фиксировали даже случаи каннибализма среди медведей).

И в наше время хищники периодически переживают трудные времена: к примеру, в 2008 году на половине территории области не удался урожай кедрового ореха и ягод, и в сентябре – октябре медведи бродили вблизи жилья, нападали на домашний скот. На уцелевших овсяных полях паслись даже в светлое время суток. Тогда  отстрелили больше 40 косолапых.

В 2012 году до июня ничто не предвещало агрессии со стороны хозяев тайги. Но уже к концу месяца число нападений медведей на скот увеличилось до 20, в результате чего 13 агрессивных (попросту голодных) зверей уже убиты. Учитывая продолжающиеся пожары, нескончаемую жару и недостаток влаги, мало будет ягоды и кедрового ореха (шишкопад начнется раньше обычного – уже 1 августа, но шишка будет мелкой, а орех – пустым).

Однозначно потерян первый и второй урожай грибов, но если наконец-то польют дожди, то за хорошим грибом пойдем ближе к концу июля.

Нынче для зверя в регионе сложилась одна из самых неблагополучных ситуаций. Представьте: у каждого медведя в тайге своя кормовая территория, он ее защищает от соседей. И вот появляются десятки медведей, которым из-за пожаров в тайге жить негде. Коренные обитатели вступают с ними в конфликт. В результате бездомные обитатели леса появляются у человеческого жилья: теряя страх, заходят в жилые поселки, кормятся на свалках, нападают на скот, разоряют пасеки. Так и получается, что медвежьи проблемы становятся и нашими…

А напоследок расскажу историю, которая показывает – не перевелись еще у нас профессионалы. Есть в Шегарском районе егерь Владимир Ильич Хочкин. Хороший егерь, и к науке прислушивается, и техническими новинками интересуется, и в меру предприимчивый. Одолели нынче медведи – почти 10 случаев агрессивного поведения по району – скотину дерут, за медом повадились. Позвали охотников на пасеку у села Бабарыкино застрелить надоедливого хищника. Две ночи мужики отсидели впустую. Настала очередь Хочкина. Соорудил егерь лабаз из жердей между двух березок на высоте метров в пять. Ну а двое его помощников пошли в домик спать. Ждал Хочкин недолго: глядь, медведь идет по пасеке. На задних лапах, в обнимку с ульем. Выстрелил. Будит помощников: вставайте зверя разделывать. А те не верят.

Думаете, охотничья байка? Быль!

В июле и августе вероятность встретить голодного медведя очень высока, поэтому лишний раз от походов в лес, особенно пока нет дикоросов, лучше воздержаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + 12 =