В чем сила? В Сибири

Татьяна Купцова

Фото: Александр Семенов

titov

Для ООО «Газпром трансгаз Томск» уходящий год стал временем напряженной работы и новых достижений. И где бы ни велась эта работа – на просторах от Омска до Камчатки, от Нижневартовска до Горно-Алтайска, газовики верны своим принципам. В основе всего должны быть надежность и профессионализм. Подвести итоги года мы попросили генерального директора ООО «Газпром трансгаз Томск», депутата Законодательной думы Томской области Анатолия Титова.

Расширяя возможности

– Анатолий Иванович, в следующем году компании исполняется 40 лет. Как можно охарактеризовать предприятие на пороге юбилея?

– Самое главное и основополагающее: «Газпром трансгаз Томск» сегодня – это интенсивно развивающееся предприятие.

Импульсом к этому послужило освоение Газпромом Дальнего Востока. Хабаровский и Приморский края, Сахалин, Камчатка – еще 8–10 лет назад эти субъекты Федерации были далеки от сферы Газпрома. Но вот какие изменения произошли за короткий в общем-то срок.

Примем за точку отсчета 2003 год. Тогда наше общество эксплуатировало 4 437,7 километра магистральных газопроводов. И вот мы приступили к прокладке магистрали Барнаул – Бийск – Горно-Алтайск с отводом на Белокуриху. Та стройка памятна всем ее участникам небывалыми темпами строительства: полтора километра в день! С этого, можно сказать, и начался наш рост.

Через семь лет, в 2010 году, добавилась Камчатка – был построен и запущен магистральный газопровод Соболево – Петропавловск-Камчатский. С вводом газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток итоговый показатель протяженности наших трасс составил 9 063,48 километра. Уже такое короткое перечисление дает реальное представление об объемах нашей деятельности.

Росли объемы – росло и само предприятие. По сравнению с 2007 годом численность коллектива увеличилась в два раза.

Конечно, знаковым для ООО «Газпром трансгаз Томск» стало назначение нашего предприятия заказчиком строительства газопровода «Сила Сибири».

Учитывая эту перспективу развития и то, что протяженность первого этапа составляет около 2 200 километров, можно прогнозировать: протяженность магистралей, которые находятся в нашем ведении, к завершению стройки составит около 12 тысяч километров.

– Можно ли было предвидеть такой размах 40 лет назад?

– Суть в том, что мы не замерли в своем развитии, не остановились на чем-то одном. Мы не просто совершенствуемся, но постоянно, системно движемся вперед, расширяя перечень своих задач. Скажу уверенно: мы сохранили дух первопроходцев.

В 1977 году наше предприятие родилось как газотранспортное. Причем в середине 70-х годов прошлого века мы осваивали пионерную для страны отрасль, ведь до нас никто попутный газ не транспортировал. Это было гениальное решение тогдашнего министра нефтегазового строительства Алексея Кортунова – построить газопровод, который доставлял бы попутный нефтяной газ с месторождений до потребителя.

А в XXI веке мы станем первым газотранспортным предприятием на территории Сибири и Дальнего Востока, которое будет эксплуатировать газопровод для поставок газа российским потребителям и на экспорт в Китай.

Без права на ошибку

– Такие проекты – это особая ответственность. Как готовите персонал?

– Безусловно, нам необходим высокопрофессиональный, в совершенстве обученный персонал. В связи с этим большую работу проводит наш корпоративный институт, который, кстати сказать, недавно отметил свое десятилетие.

Когда-то это был учебный центр, а сегодня самостоятельный филиал, который за год обучает в среднем от 3 до 4,5 тысячи сотрудников как по рабочим, так и по инженерным специальностям.

При этом мы проводим такую политику: как можно больше наших сотрудников в Якутии, в Амурской области должны набираться из местных жителей. Так в свое время было и на Камчатке.

Мы в то время очень переживали, что в этом регионе, где никогда не было газовой отрасли, а следовательно, и соответствующих специалистов, мы не сможем найти нужные нам кадры. В итоге все же нашли! Одних обучили в корпоративном институте – таким образом люди получили еще и сопутствующую профессию к своей основной. Другие прошли практику на наших производственных объектах. И теперь коллектив Камчатского ЛПУМГ успешно справляется с задачами по эксплуатации 392-километрового газопровода.

Почему я заостряю внимание на Камчатке? Потому что там очень непростые условия работы. Вот у нас в Сибири ноябрь оказался снежным, и коммунальные службы города работали в круглосуточном режиме, чтобы томичи могли утром с минимальными затруднениями доехать до работы. А на Камчатке, случается, за ночь наметает сугробы по три метра высотой, и специалистам линейной службы приходится прорубать тоннели, чтобы добраться до того же кранового узла. Такая же ситуация и на севере Сахалинской области…

Коллективы Ленского филиала и региональных управлений по организации строительства еще молоды, но здоровой амбициозности у них не меньше, чем у любого из опытных сибирских филиалов. Опыт нарабатывается со временем, но у людей есть главное – желание работать, стремление развиваться и двигаться вперед.

Главный двигатель – он внутри каждого из нас. Невозможно заставить извне, если у человека нет внутреннего убеждения.

Сейчас наши специалисты строят то, что через какое-то время им самим придется эксплуатировать, поэтому качество своей будущей работы они закладывают уже сегодня, контролируя действия подрядчиков, вникая в производственные процессы. Когда они начнут обеспечивать эксплуатацию, права на ошибку у них не будет.

Основные итоги года

– Предварительные итоги года, наверное, уже подведены?

– Если говорить коротко, достигнуты все плановые цифры по транспортировке газа.

Специфика нашей работы заключается в том, что мы сильно зависим от небесной канцелярии: когда холодно, потребление газа увеличивается. Становится тепло на улице, и газа, соответственно, нужно меньше. Поэтому надо правильно выстроить систему транспортировки, то есть уметь вовремя реагировать на изменения спроса на газ.

Важным фактором повышения эффективности транспортировки газа стала проведенная нашим предприятием реконструкция электроприводных компрессорных станций, которые расположены на магистральном газопроводе Нижневартовск – Парабель – Кузбасс. Реконструкция длилась семь лет и завершилась в 2016 году. В результате сегодня мы имеем современные технологии, новейшее оборудование – газоперекачивающие агрегаты с частотным регулированием. Именно они и помогают нам с наименьшими затратами регулировать транспорт газа в зависимости от сезонного потребления.

Что касается «Силы Сибири», здесь мы тоже идем в графике. Со многими трудностями приходится сталкиваться, но, несмотря ни на что, интересно строить и видеть прогресс в реализации проекта. И те люди, которые участвуют в таком крупном проекте, я уверен, гордятся своей работой.

Важно найти взаимопонимание

– У доброго хозяина новое дело никогда не начинается с чистого листа. Всегда есть подготовительная работа. Сейчас уже можно дать оценку этого этапа?

– Если рассматривать все с самого начала, то сегодня я бы не внес никаких корректив. Все мы правильно делали. Невзирая на трудности.

К примеру, были определенные сомнения у местных жителей. Ведь на землях, которые мы проходим, проживают представители малых коренных народов. Естественно, мы должны были учитывать сложившийся уклад их жизни.

По итогам проведения этнологической экспертизы были определены суммы возможного ущерба, подписаны соглашения с пятью кочевыми родовыми общинами: «Киен-Юрях», «Амин», «Иенгра», «Золотинка», «Хатыстыр». «Мы пришли к вам надолго, поэтому предлагаем сотрудничество на долгосрочной серьезной основе», – говорим мы при встречах с руководителями местных органов власти. Поэтому мы оказывали и оказываем благотворительную помощь муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия), привлекаем местные организации к выполнению подрядных работ по строительству газопровода, готовим кадры для газовой отрасли.

Много сделано для привлечения на работу к нам лучших специалистов из числа местных жителей. Сотрудники компании по разным направлениям деятельности выезжали на места, проводили собеседования с потенциальными кандидатами. Из 500–600 человек, приходивших на собеседование, в итоге выбирали 50–60 тех, кто мог бы работать, учитывая все наши требования, стандарты, корпоративные традиции. Конечно, новичков пришлось дополнительно учить.

Также будем набирать специалистов, связанных уже с эксплуатацией газопровода. Полагаю, это около полутора тысяч человек.

Любимая погода для строителей

– Огромный блок работы связан с поставкой трубы и трубной продукции для реализации проекта «Сила Сибири». Каковы здесь итоги года?

– Знаете, идеально никогда ничего не бывает. Это красиво, хорошо, когда у тебя вода под килем минимум два метра… А у нас в августе закончилась навигация! Просто баржи не могли дальше идти – в реке вода упала. Природа-матушка! Проблем в этом отношении хватает. Тем не менее основные показатели мы в этом году выполняем и даже в декабре завезем на 20 километров трубы сверх плана. Много это или мало? Если учесть, что каждая труба весит 7,52 тонны и в одном километре их 100 штук, то легко можно прикинуть, что это 2 тысячи труб общим весом более 15 тысяч тонн.

– Какие общие итоги можно подвести, говоря о «Силе Сибири»?

– 2016 год показателен тем, что уже все основные силы, все материально-технические ресурсы, необходимые на данном этапе, собраны. Это позволило нам вый-ти на высокие темпы работ.

Сегодня можно констатировать: все стабильно, особенно на протяжении последних трех месяцев, когда температура пошла на понижение. У газовиков есть такое выражение: «Нет ничего хуже теплой погоды». И это действительно так при всей парадоксальности этой фразы.

Как на севере Томской области с ее болотами можно работать только зимой, когда они промерзают и выдерживают большегрузную технику, так и в Якутии: максимальных результатов мы добиваемся при минус 25. Любимая погода для строителей – когда трещит мороз.

Ровная дорога дорожной карты

– Анатолий Иванович, известно, что Газпром стремится сотрудничать преимущественно с отечественными предприятиями. В контексте темы вопрос, связанный с реализацией дорожной карты по расширению использования научно-технического и промышленного потенциала региона в интересах Газпрома.

– Что касается дорожной карты, могу сказать: много предприятий вовлечено в этот процесс. Наиболее крупные по объемам работ – это ЗАО «ТЭМЗ им. Вахрушева», «Микран». Пока вовлекаются в этот процесс «ЭлеСи» и «Элком+».

Пионером в этом направлении несколько лет назад был ЗАО «ТЭМЗ им. Вахрушева». Сегодня завод выпускает электроприводы для кранов, антипомпажные и регулирующие клапаны. Эти две позиции уже включены в реестр оборудования, разрешенного для применения на объектах ПАО «Газпром». Надо сказать, мало кто верил, что тэмзовцы смогут выпускать это оборудование: все же это достаточно сложная продукция. Никто за это не брался, а томичи не побоялись. В ноябре мы завершили эксплуатационные испытания в Юргинском ЛПУМГ на КС «Проскоково» и на узле редуцирования в Омском ЛПУМГ. Эти испытания показали, что клапаны производства ЗАО «ТЭМЗ им. Вахрушева» соответствуют заявленному функционалу и техническим характеристикам.

Я хочу отметить, что ТЭМЗ за все время работы показал себя с наилучшей стороны: они умеют слышать, делать то, что требуется. Завод уже начинает получать заказы не только на объекты «Силы Сибири», но и в целом для нужд Газпрома. И ЗАО «ТЭМЗ им. Вахрушева», и «Микран» сегодня активно развивают свои производственные площади, увеличивают штат сотрудников. Люди хотят работать, и не просто так, а на высочайшем уровне, соответствуя требованиям одной из ведущих компаний страны.

Можно сказать с гордостью: на «Силе Сибири» мы не применяем ни одного метра импортной трубы! Исключительно отечественные.

Никто в мире не верил, что Россия сможет это сделать. Россия это сделала!

Сегодня для успешной реализации проекта «Сила Сибири» работают многие предприятия страны. В Башкирии подключена химическая промышленность. Металлургия – на традиционных предприятиях Западной Сибири. Краны изготавливают в Волгограде. Приводы у нас будут Томского электромеханического завода.

Таков результат тесной работы с отечественными производителями.

– В разговоре об оборудовании волей-неволей вспоминаешь западные санкции. Они каким-то образом повлияли на деятельность компании?

– Было бы наивно полагать, что мы сидим на месте и ничего не делаем. Мы ставим задачи перед нашими промышленниками, чтобы даже то, что мы сегодня эксплуатируем (а мы эксплуатируем достаточно большое количество импортного оборудования), со временем заменялось нашим.

Сегодня нас это вплотную не коснулось: мы как транспортировали газ, так и транспортируем. Однако нам необходимы запчасти.

Здесь, конечно, мы налаживаем контакты не только с Томской областью, но и со всей Россией.

– В этом году ваше предприятие впервые провело диагностику на морском подводном переходе магистрали Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Насколько это оказалось сложно?

– Да, в этом году мы впервые выполнили диагностику на морском подводном переходе через пролив Невельского газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Это была сложная работа, потому что на данном участке труба имеет специфические особенности, в частности увеличенную толщину стенки трубы, внутреннее гладкостное покрытие. В связи с этим требовалось диагностическое оборудование, которое отличается от того, что применяют обычно, но оно до недавнего времени в России не выпускалось. И два года назад в нашем обществе были инициированы работы по изготовлению новых внутритрубных устройств.

За короткий срок необходимое оборудование было спроектировано и изготовлено НПО «Спецнефтегаз», и мы в максимальном объеме обследовали важный и непростой участок газопровода.

Газпром и благотворительность

– Анатолий Иванович, компания проводит активную благотворительную политику. Почему это так важно?

– Устанавливая новое столовое оборудование в детских учреждениях социальной сферы, открывая детские площадки в различных городах, мы оказываем помощь в развитии подрастающего поколения. В сфере нашего внимания творческие коллективы и юные талантливые спортсмены.

Но самое главное – это получение удовлетворения от того, что ты сегодня оказал пусть маленькую, но помощь тем людям, которые остро в ней нуждаются.

Газпром – социально ответственная компания. И для подтверждения этих слов далеко за примером ходить не надо. В 2010 году состоялось открытие легкоатлетического манежа «Гармония», построенного в рамках программы «Газпром – детям». Теперь спортсмены наших ДЮСШ занимаются в комфортных условиях, здесь проводятся различные соревнования, в том числе на призы «Газпром трансгаз Томск».

Рядом со зданием администрации, на пр. Фрунзе, 11, теперь расположен «Ермак» – спортивный комплекс, который был открыт в марте 2015 года. Это стало возможным благодаря серебру детской сборной ООО «Газпром трансгаз Томск» на V летней спартакиаде ПАО «Газпром». Сегодня в залах спорткомплекса всегда много людей, в том числе и наших сотрудников.

– Интересуетесь ли вы судьбой тех средств, которые выделяются на благотворительные цели?

– Во-первых, мы стараемся осуществлять проекты там, где работают наши филиалы. Зачастую они помогают в установке того же столового оборудования. А уж если филиалы сами вложили свой труд, они не оставят этот объект без внимания. Контакты остаются. И потом отношения становятся дружескими, газовики уже оказывают помощь как шефы.

– Что бы вы хотели пожелать томичам накануне Нового года?

– Хочу поздравить томичей от имени всего коллектива нашей компании с наступающим Новым годом и Рождеством! Эти светлые праздники приносят в наш дом тепло и уют, радость общения с близкими нам людьми, надежду на добро и исполнение заветных желаний. Уходящий год не был простым для страны и региона, но каждому из нас он запомнится только хорошими событиями. Мы, газовики, гордимся, что работаем на благо томичей, для развития и процветания нашего региона.

От всей души желаю всем крепкого здоровья, мира и добра семьям, любви и терпения, оптимизма и веры в лучшее, новых успехов и счастья!

«В XXI веке мы станем первым газотранспортным предприятием на территории Сибири и Дальнего Востока, которое будет эксплуатировать газопровод для поставок газа российским потребителям и на экспорт в Китай.

 

«Можно сказать с гордостью: на «Силе Сибири» мы не применяем ни одного метра импортной трубы! Исключительно отечественные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + 13 =