В департаменте образования региона подвели итоги года

Александр Щипков

В Томске успешно реализуется программа инклюзивного образования и работа с одаренными детьми

Временем серьезных перемен и обоснованных надежд на благополучное разрешение существующих проблем стал 2013 год для Департамента общего образования Томской области. Минувшие 12 месяцев были насыщены событиями разного характера: одни вдохновляли и давали позитивный настрой для дальнейших свершений, другие становились поводом для серьезных размышлений.

– Многие изменения происходили внутри системы, а значит, были не заметны для большинства томичей. Но тем не менее они значительно повлияли на ее развитие и совершенствование, – рассказывает начальник Департамента образования Томской области Александр Щипков. – Важным событием стало повышение заработной платы педагогических работников системы общего образования. В 2013 году их средняя зарплата сравнялась со среднемесячной заработной платой по Томской области и составила порядка 29 тыс. рублей. Скажу для сравнения: в 2011 году она не превышала 17 тыс. рублей. Это дает основания надеяться, что молодые люди будут более охотно идти в педагогику, вернутся в школы учителя, оставившие когда-то профессию, а образовательный процесс станет более качественным.

– В нынешнем году завершается реализация проекта модернизации региональной системы общего образования, который стартовал в 2011 году. Что сделано в этом направлении?

– Мы значительно продвинулись по всем показателям готовности к введению Федеральных государственных образовательных стандартов. Удалось обновить материальную базу организаций, начать плановый перевод библиотек в медиатеки, ввести в использование электронные образовательные ресурсы. Благодаря развитию дистанционного обучения и расширению сетевого взаимодействия образовательных организаций сократили разрыв между условиями доступности получения качественного общего образования в сельских и городских учебных заведениях. Это удачное решение проблемы, когда в школах районов и области в силу разных причин нет педагогов по тем или иным дисциплинам или есть потребность в повышении качества знаний посредством привлечения работников вузов и техникумов. Технологии дистанционного обучения и сетевого взаимодействия уже успешно реализуются в Колпашевском и Верхнекетском районах. Доля школ, использующих дистанционные образовательные технологии, достигла 51%.

Другое направление нашей деятельности в рамках реализации этой программы – создание условий для углубленного и индивидуального обучения в организациях, которые являются лидерами регионального образования. Например, Губернаторский Светленский лицей, где образовательный процесс строится на основе полномасштабного внедрения новых информационных технологий и проходит в формате творческих мастерских и научных лабораторий. Сегодня там активно используются комплекты робототехники, действуют лаборатории по изучению резервов долголетия человеческой жизни, экологических рисков и механизмов их предотвращения, космического пространства и иных форм жизни, новых источников энергии. Эффективность реализации данной практики подтверждает средний балл по ЕГЭ, который превышает показатели не только по Томской области, но и по России в целом.

– Реализацией каких проектов еще был отмечен 2013 год?

– Во-первых, мы успешно реализовали ведомственную программу «Школьное питание», в рамках которой 114 общеобразовательных учреждений приобрели новое кухонное оборудование за счет средств из областного бюджета. Цель программы очевидна: поскольку дети проводят большую часть дня на учебе, важно создать для них максимально комфортные условия пребывания в школе.

В нынешнем году приступили к реализации еще одной ведомственной целевой программы – «Одаренные дети Томской области». За минувшие 12 месяцев появились пять региональных и девять межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми на базе областных государственных учреждений. Очень заинтересованы в этом процессе томские вузы. Например, в ТГУ есть центр по работе с талантливыми детьми, в ТГПУ – центр дополнительного физико-математического образования. Это позволяет нам включать их в качестве партнеров в региональную сеть по работе с одаренными детьми.

– Одна из животрепещущих тем для российской системы образования – внедрение системы инклюзивного образования. Как проходит этот процесс в Томской области?

– В Томской области более 10 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы создать для них условия доступного и качественного образования, мы реализуем ряд системных мер. Уже создана и функционирует система дистанционного образования особенных детей. Организовано сопровождение 72 детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в 42 школах. Приобретается специальное учебное и реабилитационное оборудование, а также автотранспорт для создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. На эти цели выделяются средства из городского, областного и федерального бюджетов. В инновационную деятельность по апробации модели инклюзивного обучения включено 41 образовательное учреждение. Благодаря этому все больше детей с ограниченными возможностями здоровья включаются в образовательный процесс на базе школ Томской области.

– Проблемой номер один для Томской области долгое время остается нехватка мест в детских садах…

– Она по-прежнему имеет место, но сегодня уже не является такой острой.

Согласно указу президента очереди для детей от 3 лет в дошкольные учреждения во всех регионах России должны быть ликвидированы к 2016 году. В Томской области реализуется долгосрочная целевая программа, призванная решить данную проблему. Это очень серьезный проект с привлечением средств из областного и федерального бюджета общей стоимостью более 5,42 млрд рублей. Программа охватывает разные направления деятельности: строительство новых зданий и пристроек к уже существующим детским садам и школам, перепрофилирование зданий, а также развитие частных групп присмотра и ухода. Только в нынешнем году появилось 2,6 тыс. дополнительных мест в муниципальных и частных детских садах области. К 2016 году в системе дошкольного образования планируется ввести 10,7 тыс. дополнительных мест. В 10 муниципалитетах Томской области появятся 18 новых детских садов, два из которых введены в Томске в 2013 году.

– Какие события в сфере общего образования особенно порадовали в уходящем году?

– Их было достаточно. Например, впервые представитель от Томской области, учитель физики школы №?49 Сергей Колпаков, вошел в пятерку победителей всероссийского конкурса «Учитель года – 2013». Это говорит о повышении профессионального мастерства томских педагогов.

Хочется также отметить несколько знаковых событий для системы дополнительного образования. Первое из них – принятие программы «Развития общего и дополнительного образования Томской области на 2014–2020 годы». Второе – проведение всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы дополнительного образования детей в контексте развития региона», в котором приняли участие более 500 специалистов из 18 субъектов РФ. Столь значимое представительство позволило системе дополнительного образования Томской области представить имеющийся опыт, получить признание и экспертную оценку перспективных направлений развития системы дополнительного образования в целом.

– Один из показателей качества образования – результаты ЕГЭ. Как справились томские школьники с единым государственным экзаменом в нынешнем году?

– Среднестатистический тестовый балл ЕГЭ выпускников школ области по-прежнему выше среднего показателя по России. Более того, по шести предметам из 13 результаты единого гос­экзамена томских школьников лучше общероссийских: это география, русский язык, физика, информатика и ИКТ, литература, химия. Максимальных (100-балльных) результатов у участников ЕГЭ Томской области – 150, это самое большое количество за все годы участия Томской области в ЕГЭ.

Средний тестовый балл ЕГЭ выпускников школ в 2012/13 учебном году в Томской области составил 59,95; общий средний показатель по России – 57,5.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 3 =