– Мы взяли Аришу в семью год назад в пятилетнем возрасте. Сейчас ей исполнилось уже шесть, – рассказывает о своем опыте приемного родительства томичка Ольга.

У Оли двое взрослых детей. Шумный и веселый дом опустел, дети стали жить отдельно.

– У меня второй брак, совместных ребятишек у нас с мужем нет. Он вырос в многодетной семье. В 13 лет остался без мамы… Мы подумали и решили, что можем поднять еще одного или двух малышей, – говорит Ольга.

В Томской области работают 24 организации, которые помогают детям и семьям преодолеть трудную жизненную ситуацию. Три года назад они начали работу в новом формате. В каждом учреждении ведется комплексная работа по профилактике социального сиротства, семейному устройству и сопровождению.

Вместе с мужем окончили школу приемных родителей.

– Школа сближает людей, которые хотят принять ребенка в семью. И после ее окончания мы продолжаем общаться. Узнаем много нового, советуемся друг с другом, как поступить в той или иной ситуации. Школа помогает родителям принять ответственное решение, – рассуждает ­Ольга.

Ариша умная, сообразительная девочка, родители ее хвалят, но в период адаптации в семье проб­лем не избежали. Потребовалась помощь профессионалов.

– На занятиях в школе приемных родителей всего не узнаешь, все не расскажешь, не предусмотришь, – продолжает Ольга. – И я очень рада, что наряду со школой появилась служба сопровождения замещающих семей. Это своего рода горячая линия для родителей. Я звоню в любое время. Психологи всегда мне помогают, никогда не отказывают. Я общаюсь с ними не только тогда, когда мне нужна помощь. Мы дружим, приходим с Аришей в центр помощи детям в гости, поздравляем с праздниками.

«Росток» дал побеги

В Томской области успешно работают 19 школ приемных родителей (ШПР). И 15 лет назад в регионе распахнула двери первая такая школа. Много сил этому делу отдала Татьяна Катенева, нынешний руководитель службы по работе с семьей центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Росток». В этом центре школа существует с января 2016 года. За это время подготовку прошли 368 кандидатов в мамы и папы.

– Наша главная задача – содействие семейному устройству наших воспитанников, – подчеркнула руководитель центра помощи детям.

И коллективу «Ростка» это удается. За три года в приемные семьи было устроено 105 детей, в том числе 47 ребят с ограниченными возможностями здоровья и 20 – с инвалидностью. В кровные семьи вернулись 30 детей. Эти цифры дорого стоят, ведь за каждой стоит детская судьба.

И школа приемных родителей на этом пути – очень важная ступень.

– Наша цель на занятиях в ШПР – предоставить максимум информации и помочь ее осмыслить, – убеждена Татьяна Катенева.

В «Ростке» созданы комфортные условия для слушателей.

Школа занимает несколько хорошо оборудованных помещений. В одном проходят официальные и деловые встречи. Детская комната предназначена для знакомства кандидатов в приемные родители и сближения с ребятишками.

– У нас есть даже кухня, где мы можем попить чай и пообщаться в неформальной обстановке. Такие встречи более эффективны, – считает руководитель.

Подготовка в школе включает 40 академических часов, это восемь встреч по три часа в форме тренингов и семинаров. Расписание составлено таким образом, чтобы людям было удобно посещать занятия после работы. В течение года проходит пять школ. За три года существования центра подготовку прошли 258 семей. Многие из выпускников ШПР продолжают дружить, создают группы в социальных сетях.

Родительский ликбез

– Особенность нашей школы состоит в том, что мы приглашаем на занятия юристов, сотрудников опеки и попечительства и других полезных специалистов. Правовая база меняется, трудно следить за всеми изменениями, поэтому мы стараемся вовремя информировать слушателей. Но особенно востребованы встречи с родителями, имеющими положительный опыт принятия детей в семью, – поясняет Татьяна Катенева. – Они рассказывают, какие возникают сложности на этапе адаптации ребенка, на этапе сбора документов, как с этим справлялись, как сейчас живут, чему радуются. В свою очередь, кандидаты задают свои вопросы.

472 кандидата в регионе прошли школу приемных родителей с начала этого года.

Обязательный блок в школе – медицинский. C потенциальными родителями беседуют психиатр, педиатр, психолог. Важно подготовить семьи к возможным трудностям, которые им предстоит пережить и преодолеть. Необходимо оценить свои ресурсы и принять взвешенное, единственно правильное решение для себя.

Врачи рассказывают об особенностях здоровья детей, оставшихся без попечения родителей. Многие взрослые не понимают, что такое умственная отсталость, задержка психического развития, чем они характеризуются, какие перспективы у ребенка.

– Мы помогаем разобраться с трудным поведением приемных детей, особенностями ребенка, который потерял семью, пережил жестокое обращение, – рассказывает Татьяна Катенева.

Еще одна большая тема посвящена адаптации приемного ребенка и приемной семьи.

Сотрудники «Ростка» убеждены в том, что ШНР обязательно должны проходить и родственники детей, оставшихся без попечения родителей. Хотя в законодательстве нет такого обязательного требования, но это очень нужно самим опекунам.

– Для кровных родственников, отказавшихся от занятий в школе приемных родителей, мы планируем организовать родительский ликбез или школу ответственного родительства. С названием пока не определились. Но суть у проекта одна – решить проблемы, возникающие в семье в подростковом возрасте.

У нас есть не только банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (это ребята, которые ждут устройства в семью), но и банк данных кандидатов, которые занимаются поиском ребенка. За год в этот список включается около 100 человек, в том числе от 16 до 30 кандидатов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска и других регионов. У нас есть обязательное правило. Если в департамент поступает звонок или письмо на электронную почту от возможного кандидата, мы не ждем 30 дней, отведенных по закону. Специалисты отрабатывают обращение в течение пяти календарных дней. Такая отзывчивость привлекает к нам людей.

Маргарита Шапарева, начальник областного департамента по вопросам семьи и детей

Исключить тревожные звоночки

Следующий этап, когда дети уже попали в семью, психологическое сопровождение приемных родителей и ребятишек. Это достаточно новое направление в деятельности детских центров.

– На протяжении всех занятий красной нитью проходит мысль о том, что, если в отношениях с детьми появились тревожные звоночки, необходимо обращаться к специалистам службы. Это не контролирующий и не карающий орган. Служба призвана помогать семье жить счастливо вместе, найти правильный выход из трудной ситуации, – говорит Татьяна Катенева.

Специалисты могут оказать помощь по телефону или выехать по нужному адресу. Их задача – организовать деликатную индивидуальную работу с семьей. И, как правило, это получается.

Автор: Светлана Федорова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

56 − 53 =