«Индиго» – театр, в котором хотя бы однажды должен побывать каждый томич. Это театр, куда обязательно стоит привести гостей города. Последний спектакль театра «В эту ночь» вошел в лонг-лист премии зрительских симпатий всероссийской премии «Звезда театрала – 2019» в номинации «Лучший социальный проект в театре».

Театральный аспект

Почему надо смотреть этот спектакль театра «Индиго» и знакомиться с театром? Во-первых, это единственный профессиональный инклюзивный театр в Сибири. Здесь глухие и слабослышащие актеры работают вместе с профессионалами без особенностей здоровья. Все имеют дипломы, подтверждающие их статус актера театра драмы и кино. Кроме этого, в Томске впервые была разработана профессиональная методическая база для обучения театральному мастерству инвалидов по слуху. В Москве в Федеральном агентстве по образованию основатель и художественный руководитель театра Александр Постников получил диплом лауреата I степени за проект «Актерское мастерство».

Во-вторых, это не театр пантомимы, хотя и пантомимы тоже. Томский «Индиго» активно работает на стыке театральных искусств. Использует самые разные выразительные (звуковые, световые, музыкальные, пластические и другие) приемы.

В-третьих, в небольшом своем репертуаре этот коллектив под руководством заслуженного артиста РФ Александра Постникова поднимает очень серьезные нравственные и философские проблемы. И делает это не в ущерб музыкальности и художественности театральных постановок.

В-четвертых, театр «Индиго» в Томске существует уже 14 лет. Это – театр, где совместно с актерами, имеющими ограничение по слуху, играют профессиональные актеры других театров. Актеры говорят на языке, который известен не каждому, однако публика все понимает, поскольку красноречивый язык жестов в исполнении глухих актеров дополняется диалогами других (говорящих) актеров.

И, в-пятых, как говорит сам художественный руководитель и режиссер театра Александр Постников, этот театр изначально создавался не для глухих, а для всех зрителей. Именно поэтому и не нет акцента на то, что на сцене работают люди с нарушениями слуха. Многие об этом узнают только после просмотра спектакля. И очень удивляются.

Цель театра – показать, что люди с особенностями развития могут жить и работать в современном обществе наравне с остальными, в том числе и в области творческой деятельности. Это театр на равных, в котором стирается граница между инвалидами и их здоровыми сверстниками. Идея творческого равенства.

«Индиго» неоднократно и достойно представлял свои спектакли на фестивалях разного уровня – от региональных до международных. Представлял Томскую область в спецпроекте всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска», имеет дипломы областного театрального фестиваля «Маска», всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр», международного фестиваля театрального искусства Terra Incognita и других.

Фееричные полеты во снах и пространстве черного магического кабинета создавали: художественный руководитель театра заслуженный артист России «Индиго» Александр Постников, сурдопереводчик Наталья Онищук, известный томский художник Борис Перцев, помощник режиссера Татьяна Авхимович и, конечно, коллектив театра «Индиго».

 

Отзывы на спектакль

Светлана Сырова, журналист, главный редактор газеты «Область здоровья»:

Спектакль «В эту ночь» я смотрела в третий раз. Думала: ну чем меня еще можно удивить? Но, затаив дыхание, снова следила за тремя светящимися музами, восхищалась бабочками, поющими о любви на «струнах», которые, отыграв в совершенных параллелях, превращались в удивительно красивое и цельное движение, необъяснимое словами, передающееся только фантазийностью сна. Шагающий по лестнице человечек и множественность грехов – куда больше, чем выполняющих заповеди, голос, оставшийся в тишине… Эффект – мороз по коже… И ведь это все – такое разное – нужно было сначала придумать, потом воплотить на сцене, отработать с актерами, которые с рождения не слышат. Кстати, нашла отличие, отмеченное в третий просмотр: абсолютно четкая графика рисунков, которые они выполняют в темноте «черного кабинета»! И сколько художественных реплик – от Матисса до «Федориного горя», и какое музыкальное разнообразие… Спектакль в «Индиго», который

поставил Александр Постников, – настоящая цельная творческая фантазия о человеческой жизни. Она не укладывается в привычную схему «завязка – развитие – финал», но, когда актеры вышли на поклон, публика в едином порыве благодарила их на жестовом языке, и их руки порхали в зале, как те цветные бабочки, поющие о вечной силе любви.

 

Татьяна Ермолицкая, театральный обозреватель:

Бывая на спектаклях школы-студии-театра «Индиго», я, с одной стороны, всегда забываю, что нахожусь в театре особенном (для моих иногородних и иностранных друзей поясню, что большая часть его труппы – актеры с проблемами слуха: они не слышат, не говорят, общаются на жестовом языке). Забываю потому, что все, что происходит на сцене, профессионально, выстроено, гармонично, как и должно быть в хорошем театре. А с другой стороны, посмотрев очередную постановку, не перестаю удивляться, как удается художественному руководителю «Индиго» режиссеру-постановщику Александру Постникову и его первой помощнице – сурдопереводчику Наталье Онищук добиться от актеров столь великолепной пластики, «музыкальности», чувства ритма, что, сидя в зале и наслаждаясь происходящим зрелищем, ни за что не догадаешься, кто из них слышит, а кто с рождения лишен этого дара.

От спектакля к спектаклю Александр Постников усложняет задачи для своих актеров. Подтверждение тому – недавняя премьера под названием «В эту ночь», жанр которой определен как «сны в параллельных мирах».

Спектакль-притча, спектакль-трансформер, представленный в «черном кабинете», визуально и смыслово насыщен. Благодаря фантазии и таланту известного томского художника Бориса Перцева, выступившего в роли сценографа постановки, а также современным техническим средствам и мастерству актеров на сцене возникают удивительные картины то ли обрывков снов, то ли частичек мыслей и судеб, как цветные стеклышки детского калейдоскопа, складывающиеся затем в единую мозаику – мозаику мироздания.

Надо отдать должное режиссеру-постановщику, что форма и смысловая часть его спектакля находятся в гармоничном соотношении. Визуальные эффекты (а здесь их немало, и сделаны они с большим вкусом!) не затмевают главную мысль – стремление рассказать о человеке и человечестве, смысле жизни и нравственных законах, на которых стоит мир, и о том, что «ничто не вечно под луной».

 

Премьера спектакля «В эту ночь» состоялась в феврале 2019 года. Спектакль-трансформер состоит из нескольких этюдов фантастического мира сновидений в параллельных мирах. Зрелищный спектакль – эксперимент смешения театральных жанров c использованием принципа «черного кабинета» и оптического эффекта, который достигается при помощи светящихся в темноте костюмов и декораций. По сути, зрителей приглашают окунуться в фантастический мир снов в параллельных мирах.

 

Социальный аспект

В этом же году театр «Индиго» реализовал благотворительный кинотеатральный проект «Экскурсии по городу: история для всех». Это была съемка короткометражных художественно-документальных фильмов об истории Томска с сурдопереводом.

Три фильма: «Томская губерния: цесаревич и тюрьмы», «Томские купцы» и «Томские университеты» рассчитаны как на людей с ограниченными возможностями слуха, так и на обычных зрителей.  В съемках фильма использован формат экскурсии по улицам Томска, а также архивные документальные съемки и фотографии. Экспертами выступили известные писатели, краеведы, журналисты и историки.

По итогам реализации проекта три короткометражных фильма об истории Томска переданы в Томский техникум социальных технологий, где действуют программы инклюзивного образования, и в школу-интернат № 15, где обучаются глухие и слабослышащие ребята со всей области. Кроме того, «Экскурсии по городу» с сурдопереводом размещены для широкого доступа в Интернете.

Идея снятия короткометражных фильмов об истории Томска актуальна не только для глухих и слабослышащих жителей региона, но и для обычных зрителей, которые в силу занятости (или финансовых возможностей) не могут посетить экскурсии по историческим местам Томска и, соответственно, знать многие подробности об истории города, в котором живут.

Организовать съемку стало возможным благодаря поддержке администрации Томской области  в рамках областного конкурса на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям и поддержки Союза театральных деятелей России.

После реализации первого опыта съемок экскурсий на улицах Томска зреет мысль продолжить его на областном уровне, в чем также заинтересован Департамент по культуре и туризму Томской области. Фильмы будут также переданы им в пользование для туристических маршрутов.

Надо отметить, что это не первый опыт «Индиго» в части реализации социальных проектов. Так, в 2014 году состоялся «Чудо-театр» – совместный проект школы-студии-театра «Индиго» и фонда «Обыкновенное чудо». В рамках проекта художественный руководитель школы-студии «Индиго» и режиссер «Чудо-театра» Александр Постников создал спектакль-конструктор, где на сцене одновременно играют глухие и слабослышащие актеры «Индиго», артисты других профессиональных театров Томска и молодые люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в возрасте от 17 лет.

В течение полугода Александр Федорович проводил с ними мастер-классы по актерскому мастерству. Обучением молодых актеров-инвалидов технике общения с куклами занималась заслуженная артистка России актриса Томского областного театра кукол «Скоморох» Татьяна Ермолаева. Занятия по сценической речи вела заслуженная артистка России актриса Томского областного театра драмы Елена Козловская. Спектакль стал синтезом кукольного, теневого и драматического театра, где ребята с ограниченными возможностями здоровья из фонда «Обыкновенное чудо» озвучивали этническую сказку с одновременной демонстрацией теневого театра.

А в 2015 году реализован проект «Благотворительные радиоспектакли» «Чудо-театра». В его рамках создавались радиоспектакли, актерами в которых были молодые люди с нарушениями функций опорно-двигательной системы в возрасте от 14 до 30 лет. Радиотеатр позволил не акцентировать зрительское внимание на физических особенностях актеров. Интерес к радиоспектаклям такого театра был связан в первую очередь с новаторством режиссерского поиска: музыка, текст – вот из чего строился театральный образ и складывалось зрительское впечатление.

Для работы отбирались оригинальные сценарии: сказки разных народов мира, небольшие рассказы разных авторов, специально написанные сценарии для спектакля. По итогам реализации проекта радиосказки в исполнении начинающих артистов были записаны на DVD-диски и переданы председателю Томского регионального отделения Всероссийского общества слепых Александру Кирееву для бесплатного распространения среди слепых и слабовидящих жителей Томской области, детскому благотворительному фонду «Обыкновенное чудо» и центру социальной помощи семье и детям «Огонек».

Татьяна Дремина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 89 = 91