В год 50-летия «Томскнефть» проводит серию мероприятий, посвященных основателям компании

Татьяна Александрова

Фото: Владимир Бобрецов

_MG_0093

За одним столом едва уместились журналисты и бывшие руководители партийных и комсомольских органов. Те, кто вместе с нефтяниками, геологами, строителями, авиаторами, речниками осваивал север Томской области. «Томскнефть» устроила живой разговор об участии творческих работников в поисках таежных кладовых.

Партийные связи

Это они с колес передавали оперативную информацию в областные и центральные газеты о том, как идет проходка той или иной скважины. Это по их очеркам и фоторепортажам советский народ узнавал о трудовом подвиге покорителей Томского Cевера. За плечами Юрия Молодцова, Виктора Лойши, Евгения Лисицына сотни командировок на нефтяные месторождения ОАО «Томскнефть» ВНК. Пробираясь к своим героям на вертолетах и вездеходах, они мирились с полчищами комаров летом, а зимой стойко переносили трескучие сибирские морозы. Все для того, чтобы донести до читателей, слушателей и зрителей последние новости с передового края производственной добычи черного золота.

– Когда углубляешься в историю, помимо архивных документов самым главным источником информации становятся газетные материалы, – автор книги к 50-летию «Томскнефти» Сергей Никифоров особо выделяет оперативную работу. – Журналисты тех лет писали живо, ярко, сочно. Можно было легко представить все, что там происходило, без телевизионной картинки.

– Журналисты по неделе жили бок о бок со своими героями, переезжая с одной буровой на другую, – вспоминает бывший секретарь объединенного парткома Иван Рупаков. – Чтобы долететь из Томска до Стрежевого, требовалось двое суток, ночевали в Колпашеве. Мне пришлось строить в Александрове взлетную полосу, чтобы летал не Ан-2, а Ан-24. Когда все работы были выполнены, готовность объекта определяли так: если служебному ГАЗу хватит разбежаться по взлетке до скорости 60 км/ч, считайте, что с задачей справились. На следующий день прилетел самолет: первым по трапу сошел Лигачев. Тогда все отвечали за свое направление по полной.

– Многие ли из вас знают о том, что в свое время только благодаря Лигачеву Томский Север не отошел Тюменской области? – откликнулся бывший второй секретарь обкома партии Николай Кириллов. – Половина разведанных месторождений находилась на территории Томской области, половина – Тюменской. В недельный срок Егор Кузьмич с помощью ученых сумел доказать в Москве принадлежность нефтяных залежей томичам.

– 13 января 1966 года был издан приказ о создании в селе Александровском НПУ «Томскнефть», – напомнил собравшимся бывший первый секретарь Александровского райкома комсомола Леонид Влесков. – Уже 13 июня в Томск была отправлена первая баржа с нефтью.

С тех пор объединение «Томск-нефть» превратилось в высокотехнологичную компанию: за 50 лет работы было добыто 508 млн тонн нефти и 55 млрд куб. м газа, построено 3,5 тыс. км высоковольтных линий, около 6 тыс. км нефтепроводов. В этом заслуга тысяч людей – тех, кто поднимал нефтяную отрасль Томской области и сейчас успешно ее развивает.

Вместе со СМИ

Владимира Казанцева трудно представить без надежного товарища и друга – фотоаппарата. Мастер фотографии признается, что отдал Томскому Северу добрую часть своей жизни – на его счету запредельное количество летных часов.

– Нам всегда говорили: не показывайте руководителей, снимайте буровиков, геологов, строителей. Какие же это были просветленные лица! – не сдерживает эмоций Владимир Казанцев.

Старейшина томской журналистики Юрий Молодцов вспомнил, как в 1971 году на строительстве нефтепровода Александровское – Томск – Анжеро-Судженск колесил с агитбригадой целых десять дней. На каждой остановке выпускал стенную газету.

Главный редактор еженедельника «Томские новости» Вера Долженкова рассказала о своих приключениях в нефтеграде в бытность работы редактором областной газеты «Молодой ленинец».

– Я выросла на Севере, но нефтяников никогда не видела, – отметила Вера Константиновна. – И вот однажды летом я полетела к сестре в Нижневартовск. В Колпашеве была пересадка, на аэродроме стояли два самолета. Я нырнула в тот, что был ближе. Приземлились мы в Стрежевом. Впереди праздники: что делать, куда идти? Со мной летели ребята из Казанского строительного института, они вели прокладку лежневой дороги. Сутки я жила в их лагере, потом меня отправили почтовым самолетом назад. После выхода материала я поняла, что такое сила партии родной: оказывается, я не отметилась в райкоме и не согласовала там свою публикацию.

– Сложно собрать и подытожить то, что произошло за 50 лет, – в заключение сказал заместитель генерального директора по правовой работе, корпоративной и региональной политике компании «Томскнефть» Олег Коковин. – За эти годы страна изменилась, какие-то вещи стали проще, какие-то сложнее. Сегодня мы вспомнили, как росло и развивалось наше предприятие. Приятно сознавать, что все эти 50 лет с нами были представители различных СМИ. Они добросовестно выполняли и выполняют свою работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − десять =