Фото: Артем Изофатов
-Мы живем на восьмом этаже, поэтому нам без лифта никак нельзя, – Людмила Абраменко аккуратно вывозит из светло-серой кабины коляску с полуторагодовалым внуком Кирюшей. – Конечно, те две недели, пока работали ремонтники, мы перебивались как могли, было очень неудобно, но ради та-ко-го! В лифт заходишь – и душа поет. В старую кабину коляска не входила, мы с трудом ее втискивали…
На грани скорости света
Бесшумные, высокоскоростные – один метр в секунду, в антивандальном исполнении, из легкого металла, с зеркалами, яркой подсветкой, телескопической дверью, голосовым сообщением, цифровым табло и кнопками со шрифтом Брайля – вот такие навороченные лифты появляются сегодня в высотных домах областного центра.
– У нас хороший опыт по замене лифтового оборудования, – рассказывает директор компании «Томсклифтремонт» Владимир Соголев. – С Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Томской области сотрудничаем уже второй год. Сейчас проходят обкатку лифты, установленные в домах №?17 и 200 на Иркутском тракте. В этом году мы заменим 77 лифтов, срок службы которых превысил 25 лет. 60 из них уже сданы в эксплуатацию.
По нормативным документам на монтаж лифтового оборудования полагается 45 рабочих дней, но в избалованном цивилизацией урбанистическом обществе такую роскошь подрядчику никто не позволит. Специалистов компании выручают многолетний опыт и профессионализм. Как правило, они заходят на объект несколькими бригадами, по числу подъездов, и работают практически синхронно, отводя на монтаж 20–28 дней.
– По сравнению со старыми лифтами эти, конечно, небо и земля, – утверждает один из самых опытных механиков Игорь Лузянин. – В прежних лифтах Самаркандского лифтостроительного завода стояла релейная станция управления с плохо освещенными кабинами. Они двигались с черепашьей скоростью. Грузоподъемность таких лифтов не превышала 320 кг.
Специалист знает, что говорит: за 27 лет работы он повидал многие конструкции, но от новинок Игорь Николаевич приходит в полный восторг и очень сожалеет, что высотка, в которой живет он, пока не попадает в программу капитального ремонта.
Больше трех не собираться
В новых лифтах предусмотрена грузоподъемность до 400 кг (не больше пяти человек), но с учетом зимней одежды и тучности некоторых пассажиров специалисты рекомендуют заходить в кабину по 3–4 человека. А еще они очень просят томичей беречь оборудование – не нужно до потолка кабины грузить картошку или цемент. При складировании грузов следует нажать на специальную кнопку, и она будет удерживать двери лифта в статичном состоянии.
Надо очень постараться, чтобы застрять в современном лифте. Хотя еще совсем недавно можно было просидеть в ожидании спасения в замершей и обесточенной кабине несколько часов кряду. В истории Томска зафиксировано даже рождение малышки в застопорившемся лифте.
– Мы как-то высчитывали, сколько непрерывно работает лифт в течение дня – говорит Владимир Соголев. – В обычных домах режим нон-стоп составляет от 3,5 часа. В тех высотках, где на этаже размещается не четыре, а шесть квартир – до пяти часов, а в общежитиях с коридорной системой, – по семь часов. Там мы перематывали лифтовые двигатели через каждые три года, они просто сгорали после столь интенсивной работы.
А над современными лифтами можно смело писать «Счастливого пути!» и без приключений добраться до квартиры.
Сегодня в Томске установлен тариф за использование лифта в размере 3,29 рубля за 1 кв. метр. В последний раз его меняли в 2004 году, тогда он составлял 2,20 рубля.