В муниципальном архиве Верхнекетского района создан персональный фонд Людмилы Растворовой

Время зыбко как песок, утекающий сквозь пальцы. Ему не прикажешь: остановись! Оно неумолимо отсчитывает секунды, часы, годы, складываясь в человеческую жизнь. Ничего не изменишь. Никого из ушедших не вернешь. Можно лишь вспоминать родные лица и события, запечатленные на фотографиях семейного альбома. Вот муж Михаил, а вот дочь Маша – оба остались на погосте Белого Яра. А это одноклассница и сокурсница Ирочка Стукс, недавно покинувшая бренный мир. Вечная им память… А это? «Господи! – всплескивает руками Людмила Никаноровна. – Так это же я, девчонка, на соревнованиях – я ведь в детстве активно занималась спортом!» Снимок уносит нас в прошлое, переводя разговор в жизнеутверждающую тональность.

Между спортом и медициной

Лыжи, легкая атлетика были для Людмилы не просто юношеским увлечением, в котором она достигла блестящих результатов и стала известной на весь Томск спортсменкой, но и основой для будущей профессии: со школы грезила мечтой поступить в Ленинградский институт физкультуры им. Лесгафта и выучиться на спортивного врача. Вмешался случай. Купалась как-то в Томи, и вдруг к ней подошел преподаватель физкультуры ТПИ Андрей Далингер, поинтересовался:

– Куда собралась поступать?

– В «Лесгафта».

– Зачем? У меня жена окончила этот институт, а потом, чтобы стать спортивным врачом, ей пришлось окончить еще и медицинский. Не теряй времени, иди сразу в мед!

Людмила прислушалась к совету авторитетного человека и до сих пор ему благодарна за дельную подсказку: корректива, внесенная в судьбоносные планы, помогла обрести любимое дело жизни.

Выручил «вождь всех народов»

В медицинский вуз, куда всегда существовали огромные конкурсы, Людмила поступила достаточно легко. Во-первых, здесь учли ее спортивные заслуги: престижно же иметь в студентках девушку, выступающую за «Локомотив». А во-вторых, хорошую службу сослужил урок, преподанный любимым школьным учителем литературы (при всей своей блестящей памяти его фамилию Людмила Никаноровна, к сожалению, забыла). Так вот, этот прекрасный учитель, сосланный в Томск из столицы за «не те мысли», учил своих воспитанников для подстраховки вставлять в сочинение крылатые фразы Сталина. «Неважно, какая тема, – наставлял педагог, – по «Грозе» Островского или «Жизнь при коммунизме», не забудьте подкрепить свои размышления изречением Сталина».

И ведь сработало! Экзаменационная комиссия не могла оценить сочинение абитуриентки, цитирующей «вождя всех времен», ниже чем на пятерку. Хотя в дальнейшем училась она по-честному, без оглядки на идеологическую конъюнктуру.

Сам Савиных благословил

Людмила долго не могла определиться со специализацией. Занималась в студенческом научном кружке по лор-направлению, потом решила записаться в терапевты, а после пятого курса узнала, что Андрей Савиных отобрал ее для прохождения субординатуры в руководимой им клинике.

– Это была очень хорошая школа! – не сдерживает восторга Людмила Никаноровна. – Академик Савиных – настоящий гений не только в хирургии, но и в педагогике. Он щедро делился с учениками своими уникальными методиками, но при этом предоставлял максимум свободы и самостоятельности. Мы осматривали больных в приемном покое, ставили предварительный диагноз, заполняли историю болезни, не только назначали, но и проводили необходимые процедуры. Все это, конечно, проверялось куратором. Но в целом я и мои сокурсники получили опыт самостоятельной практической работы и осознали, насколько высока личная ответственность врача за пациента.

С этим бесценным багажом Людмила отправилась по распределению в Верхнекетский район, чтобы служить самому благородному разделу здравоохранения – родовспоможению.

И швец, и жнец…

Перед глазами Людмилы Никаноровны нередко всплывает картина ее приезда в Рыбинскую участковую больницу. Слякотная осень. Дребезжащая телега, на которой ее привезли из Белого Яра. Высокий косогор. Перед зданием, в одном крыле которого размещена амбулатория, а в другом – служебное жилье заведующей, ее встречают фельдшер, медсестры, санитарки. Внешний вид только что отремонтированного корпуса вроде бы приличный, но низкое качество ремонта даст о себе знать в крутые 50-градусные морозы. То-то помечется она вместе с завхозом, когда из оставленных в чердачных перекрытиях дыр в палаты подует ледяной ветер! А ведь надо было еще и роды принимать, и на срочные вызовы в далекие деревеньки ездить, и лечить, бесконечно лечить больных с самыми разными диагнозами.

Помнит она и своего первого пациента в этой больнице. Пятилетнего мальчика привезли с фимозом (воспалением крайней плоти деликатного органа).

– О, надо отправлять в Белый Яр, – вздохнул фельдшер.

– Сделаем сами! – уверенно заявила молодая доктор.

И сделала виртуозную операцию, избавила пацана от жгучей боли и тяжких последствий. Вот за такую многократно продемонстрированную уверенность и профессиональное мастерство пациенты готовы были молиться на врача Растворову. И в Рыбинской, и в Куролинской, и в центральной районной больнице Людмила Никаноровна оставила о себе добрую славу.

Дорогой наш человек

– Вы себе не представляете, какой плохой была связь между населенными пунктами 50 лет назад, – моя визави сравнивает сегодняшнее состояние здравоохранения с прежним. – Сейчас и Интернет, и мобильные телефоны, врачи могут посоветоваться с коллегами, не выходя из операционной. А мы часто общались по рации, потому что в леспромхозах не было других средств связи. Тебе кричат: «У женщины после родов послед не отделяется, сильное кровотечение. Что делать? Прием!» Отвечаешь: «Попытайтесь ввести катетер для мочеотведения и сделать ручное отделение последа!» Орешь и не знаешь, понимают ли тебя.

– А-а, – прерывает она себя на полуслове, – надо ведь было еще ревизию матки провести, а сделать ее мог только человек с маленькой аккуратной рукой.

Людмила Никаноровна демонстрирует свою изящную ладошку. Оказывается, сама природа предназначила ее для врачевания.

Досье «ТН»

Людмила Растворова, акушер-гинеколог, сейчас на заслуженном отдыхе. Родилась в Томске в 1931 году. В 1955-м окончила Томский медицинский институт и была распределена в Верхнекетский район, где проработала в общей сложности 50 лет: заведующей Рыбинской и Куролинской участковыми больницами, с 1961 по 2005 год – акушером-гинекологом ЦРБ Белого Яра.

Огромная заслуга Людмилы Растворовой в том, что в условиях бездорожья и сложной транспортной доступности ее работа по родовспоможению позволила заметно снизить уровень материнской и детской смертности в районе. В 1969 году Людмиле Никаноровне было присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР». За заслуги перед районом, активную общественную деятельность решением районной Думы Людмиле Растворовой присвоено звание «Почетный гражданин Верхнекетского района». В муниципальном архиве создан персональный фонд «Врач Л.Н. Растворова».

Людмила Никаноровна –дочь кавалера четырех Георгиевских крестов Никанора Сосунова, вдова участника Великой Отечественной войны Михаила Растворова.

В марте 2013 года вместе с младшей дочерью Александрой Людмила Растворова переехала на постоянное место жительства в Томск. У нее есть внучка, названная Людмилой – в честь бабушки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × два =