В ноябре томичей ждет очередной музыкальный подарок от Елены Буровой

Елена Бурова создает уникальные проекты. К 9 Мая она совместно с красноярским куратором Анной Бралковой и московскими коллегами устроила спектакль в заброшенном здании. Было темно и холодно, организаторы попробовали воссоздать атмосферу убежища, в котором пряталась маленькая девочка. Там устроили экспозицию из фруктовых ящиков, которые до этого собирали по всей Москве. Потому что отец девочки работал на фруктовой фабрике, под которой и размещалось убежище. Потому что ставили монооперу «Дневник Анны Франк». Потому что зрители не должны, приходя на спектакль о войне, сидеть в уютных креслах
Елена Бурова создает уникальные проекты. К 9 Мая она совместно с красноярским куратором Анной Бралковой и московскими коллегами устроила спектакль в заброшенном здании. Было темно и холодно, организаторы попробовали воссоздать атмосферу убежища, в котором пряталась маленькая девочка. Там устроили экспозицию из фруктовых ящиков, которые до этого собирали по всей Москве. Потому что отец девочки работал на фруктовой фабрике, под которой и размещалось убежище. Потому что ставили монооперу «Дневник Анны Франк». Потому что зрители не должны, приходя на спектакль о войне, сидеть в уютных креслах

– Я на два месяца в командировку съезжу и вернусь, – каждый раз, прощаясь, говорит маме Елена Бурова. Вот уже почти 10 лет томичка бывает в родном городе только наездами.

Елена – оперная певица, профессиональный экономист и менеджер культурных проектов. Любители классической музыки ее хорошо знают: во-первых, певица часто приезжает с сольными выступлениями. Во-вторых, это она два года назад организовала в Томске масштабный фестиваль имени Эдисона Денисова – целую неделю горожане ходили на концерты современной академической музыки, на которые лишний билетик найти было невозможно.

Отъезд

Лена Бурова родилась в Томске. Здесь же пошла в первый класс, окончила музыкальное училище им. Эдисона Денисова и экономический факультет госуниверситета. Но еще не получив диплома на руки, Елена поехала в Москву получать высшее музыкальное образование. Чтобы поступить, нужно было выдержать девять экзаменов в три тура. А так как абитуриентка Бурова поступала сразу в два вуза, то и количество сдаваемых дисциплин было в два раза больше.

– В один день с разницей в три часа я за второй тур в Гнесинке получила два, а в Ипполитовке – пять. Это все проходило на автопилоте, потому что я параллельно оканчивала и университет, и музыкальное училище, а потом еще и готовилась к поступлению. Это были сумасшедшие полгода, расписанные буквально по секундам. Мама до последнего уговаривала немного отдохнуть и не бросаться на все сразу. Но я понимала, что если не поеду сейчас, то потом уже не соберусь.

Города, которые мы выбираем

– Москва – интересный город, – объясняет Елена, – она регулярно меняет свое лицо, и от этого меняется ее восприятие. Первые два года это был абсолютно мой город, и я чувствовала от этого невероятный драйв: в Томске ты один носишься как ненормальный, а все вокруг стоит. У тебя как будто есть какое-то шило, а у других его нет. И ты себя так неловко чувствуешь в этом процессе. А тут окружение совсем другое: у всех шило, все бегают.

Елена говорит, что люди бывают двух типов: кому-то сразу западает в душу Москва, а кому-то – Питер. И что это два абсолютно разных типажа. Получается, что у Елены типаж московский, хотя корни семьи Буровых – в Петербурге.

– Но, несмотря на всю любовь к Москве, случается день, когда устаешь от самого города, от ритма, от того, что его нужно все время держать. А иногда из него хочется просто выпрыгнуть. В Томске всегда есть возможность остановиться, выдохнуть и пойти дальше. А там нет – ты остановишься, а вокруг-то все вертится. Однажды мне вдруг совсем расхотелось жить в столице, но потом я снова нашла для себя что-то интересное в городе и влюбилась в него заново.

За границу без языка

В самом начале карьеры был у Елены период, когда она очень хотела переехать в Европу. У певицы была возможность работать по контракту в Германии, но в последний момент что-то сорвалось.

– Сейчас я понимаю: слава богу, что так произошло. Потому что в Европе комфортно можно себя чувствовать, только если ты там вырос или отучился. Там все как-то по-другому. Другой менталитет, другие связи между людьми… А нематериальный, нефинансовый комфорт с годами все труднее приобретается.

Когда Елена впервые попала в Европу, то совершенно не знала английского:

– Меня пригласили на прослушивание, и не ехать было нельзя. И я поехала. Одна. Но Европа так удивительно устроена, что ты без языка там можешь все. Ты все найдешь, тебе все объяснят. Во-первых, там очень много русских. Наверное, это я как-то притягиваю русских. Потому что мои друзья такого обычно не замечают, а меня первые поездки поражали большим количеством русскоговорящих европейцев. Едешь в поезде в Германии, а единственный человек, который говорит на немецком, – машинист.

Сальса на Андреевском мосту

Елена живет в центре столицы. И там, у Андреевского моста, есть невероятное место, где проходят вечеринки латиноамериканских танцев.

– В Томске сейчас тоже начинают набирать популярность вечера сальсы, – говорит Елена. – А в Москве это происходит на деревянных настилах у Андреевского моста. Ребята туда выставляют колонки и танцуют… Представьте себе: вечерний берег Москвы, вдалеке мелькают огни города, речной бриз и негромкая латиноамериканская музыка…. Эта атмосфера на несколько часов выключает тебя из ритма города и совершенно лишает ощущения, что ты в центре Москвы.

Короткометражная опера

У Буровой совсем другая опера. Не такая, какую себе представляет среднестатистический обыватель, погрязший в стереотипах. Во всяком случае, это совсем не скучно. И слова все понятны. Сейчас у Елены новый проект. И стартует он в Томске: в ноябре нас ждет фестиваль короткометражной оперы.

– Вообще, конечно, «короткометражная» – термин не музыковедческий. Но он очень верно отражает суть, – раскрывает интригу автор проекта. – Мы берем оперу короткого формата – каждый спектакль длится около часа. Это идеальный вариант как раз для тех городов, у которых нет возможности в своем культурном пространстве держать театр с четырехчасовыми операми. Самое классное, что большинство исполнителей в прошлом своем – томичи. Это солисты астраханского, воронежского, новосибирского театров… Пока с камерным оркестром ТГУ есть договоренность на две оперы – «Ожидание» и «Человеческий голос».

– Я не могу прикрепить себя к какому-то месту. У меня есть родина – это Томск. Но у меня нет ощущения того, что я не живу в Томске, и нет ощущения, что я живу в Москве. Когда я искала агента, я очень много проводила времени в Европе, но и тогда у меня не возникало чувства, что я живу в Европе. Когда у тебя по четыре переезда за месяц, то вообще теряется ощущение каких-либо границ.

– Я бы с удовольствием спела партию Кармен. Но это не моя партия вообще, не для моего голоса. Хотя я всю жизнь мечтала быть меццо-сопрано. У нас есть определенные типажи к голосу. Поскольку ты работаешь на своем организме, то от физических параметров зависит, каким голосом ты обладаешь. И по всем параметрам я должна быть меццо, но у меня – лирическое сопрано. Поэтому Кармен подходит мне по темпераменту, но совершенно не подходит по голосу.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 1 =