27.07.2018

В общеобразовательных учреждениях города развивается безбарьерная среда

Статей на сайте: 16219

Чуть больше месяца остается до начала очередного учебного года. Подготовка к грядущей встрече детей в школах, гимназиях, лицеях и детских садах в разгаре. Отдельное внимание – особенным ученикам. Перед образовательной системой Томска стоит задача: к 2020 году должны быть созданы все необходимые условия для получения качественного общего образования всеми детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Шаги в этом направлении делаются уверенные. Вся эта большая работа ведется в рамках целевой городской программы «Социальная интеграция» под контролем мэра Томска Ивана Кляйна. В этом году на программу администрация Томска направила более 12,5 млн рублей.

 

Физкультурный зал в детском саду № 99 оборудован с учетом особенностей воспитанников. Есть мягкие модули. Необыкновенная шведская стенка: на перилах обозначены черные точки, чтобы ребятишки с патологиями зрения видели, куда ставить руки, а куда – ноги. Коррекционные дорожки, где также обозначено правильное положение стоп и ладошек. Дорожка с «камушками»: при ходьбе по ней массажируются стопы и, соответственно, расположенные на них точки, отвечающие за зрение

 

…и волшебные карандаши в помощь

Детский сад – первое образовательное учреждение, в котором малыш с ограниченными возможностями здоровья и ребенок-инвалид может получить навыки социализации, коммуникации и пройти подготовку к школе. По данным на 1 июня этого года, детские сады и дошкольные отделения при общеобразовательных учреждениях посещали более 1 200 детей с ОВЗ.

Детский сад комбинированного вида № 99 – единственный в городе специализированный сад для детей с нарушениями зрения. Таких малышей здесь почти сотня. Из общего количества групп (их 13) шесть – компенсирующей направленности.

 

Справка «ТН»

  • По данным на четвертую четверть 2017/18 учебного года, в школах, гимназиях и лицеях города обучаются:
  • 971 ребенок-инвалид;
  • 4 225 детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • 3 053 ребенка обучаются в общеобразовательных классах;
  • 202 ребенка обучаются по адаптированным общеобразовательным программам для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • 268 детей – по адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития;
  • 21 ребенок обучается в классах для детей с расстройством аутистического спектра.

 

В этот летний месяц детский сад пустует – вовсю кипит ремонт. Учреждение получило субсидию в размере 1,1 млн рублей в рамках программ «Социальная интеграция» и «Доступная среда» из федерального, областного и муниципального бюджетов. На выделенные средства преображается музыкальный зал – укладывается новенькое напольное покрытие. Со дня на день начнут расширять дверной проем входа – здесь появится пандус. На очереди – оснащение здания антивандальной кнопкой вызова, замена старых перил и установление двухуровневых двусторонних поручней на лестницах для более удобного и безопасного перемещения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

 


В группе воспитателя Натальи Шашкиной 19 детей с ОВЗ. Работа с ними ведется по адаптированной основной программе для детей с нарушениями зрения и по индивидуальным образовательным программам. В помощь педагогам – специальные материалы: звуковые мячи с шипами, тактильные доски, азбука Брайля, конструкторы и мозаики с крупными элементами. Особенно нравятся детям звуковые и тактильные книги. Ребенок подносит «волшебный карандаш» (гаджет) к странице звуковой книги, и сказка начинает «сказываться». Таким образом проводится целенаправленное развитие слухового восприятия и тактильного осязания, способных компенсировать слабое зрение

 

– На выделенные средства мы не только выполним ремонт, но и приобретем специальные учебные пособия и дидактические материалы для работы с особенными детьми. Будут дополнительно оборудованы кабинеты логопеда, дефектолога, психолога. Наши специалисты не только проводят ежедневные индивидуальные и подгрупповые занятия для детей с ОВЗ, но и консультируют их родителей, – рассказывает заведующая детским садом № 99 Татьяна Корягина. – Коррекционно-педагогическая работа в нашем саду направлена в том числе на лечение и коррекцию зрительных патологий. Всех детишек в обязательном порядке наблюдает офтальмолог. Медсестра-ортоптистка (она – штатный сотрудник) проводит лечение. Наш офтальмологический кабинет может похвастаться современной лечебно-медицинской аппаратурой. Удовольствие это дорогое, стоимость каждого аппарата – сотни тысяч. Последнее приобретение было несколько лет назад.

Педагогический коллектив детского сада № 99 ставит перед собой задачу – всестороннее развитие ребятишек с патологиями зрения и полноценная их подготовка к школе. И успешно с ней справляется.

Для ребятишек, не посещающих дошкольные учреждения, с сентября 2009 года работают консультативные пункты при нескольких детских садах города. Там можно получить помощь и консультацию логопеда, педагога-психолога и дефектолога.

 

Каждый год из городского бюджета выделяются средства на создание комфортных условий для особенных учеников. В этом году на территории школы обустроена новая спортивная площадка для общей физической подготовки

 

Снимая барьеры

– У нас учатся дети с разными образовательными потребностями, – так говорят о своих особенных учениках педагоги общеобразовательной школы № 19 – участники регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».

Заболевания у ребятишек, которые получают здесь аттестат, разные. Подход к каждому конкретному случаю – тоже.

– Не все дети с инвалидностью нуждаются в создании особых условий для обучения. Например, диабетики, – поясняет директор СОШ № 19 Татьяна Богомолова. – Они могут ходить на уроки точно так же, как и остальные ученики. Но важно, чтобы у них была возможность в нужное время измерить уровень глюкозы в крови и при необходимости сделать укол. Современные препараты позволяют даже ребенку самостоятельно проводить данные манипуляции. Задача руководства школы – обеспечить условия, чтобы они делали это не где придется, а в отдельном оборудованном помещении. У нас такое есть, в медицинском блоке.

В штате 19-й школы трудятся пять психологов, три логопеда, три социальных педагога и один дефектолог. Кроме того, десять учителей-предметников имеют второе высшее образование, психологическое. Есть служба по сопровождению особенных учеников. Наличие специалистов, труд которых оплачивается за счет городской программы «Социальная интеграция», как отмечает директор, это половина успеха обучения детей с ОВЗ.

– Важно обеспечить для таких учеников комфортные условия. Чтобы они чувствовали себя полноценными участниками образовательного процесса. Для ребят каждой группы заболеваний разрабатывается адаптированная программа. У нас работают два логопедических пункта, классы психологической разгрузки, – отмечает Татьяна Владимировна. – У родителей и детей есть выбор: хотят они учиться в общеобразовательном классе или в коррекционном. Чаще предпочтение отдается коррекционным классам. Но в любом случае охват детей с ОВЗ психолого-педагогическим сопровождением у нас стопроцентный. Результаты хорошие: почти все наши выпускники с ограниченными возможностями здоровья без проблем адаптируются во взрослой жизни и чувствуют себя успешными людьми.

 

В тему

Городская подпрограмма «Социальная интеграция» действует в рамках муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» на 2015–2020 годы». Задачами подпрограммы «Социальная интеграция» являются оказание помощи в решении материальных проблем инвалидов и создание условий для социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Фото: Валентина Половникова

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 2 =