В пролете. Как туристам не остаться без отпуска из-за банкротства туроператоров

 

Аэропорт-Домодедово

В воскресенье в час ночи Елена Корниенко, ее муж и сын стояли перед «зеленым коридором» на таможне в новосибирском аэропорту. Впереди были две недели на Крите. И вот до них уже почти дошла очередь, как из Томска позвонила турагент и сообщила: «Ваш туроператор «Лабиринт» разорился». После нескольких часов переговоров по телефону стало понятно, что отпуск не состоится, и семья вернулась в Томск. Сколько томичей пострадало в результате череды банкротств туроператоров (меньше чем за месяц их было шесть), затрудняются сказать даже в Ассоциации турагентств Томска, но их количество явно измеряется сотнями. Эксперты предрекают десятки новых банкротств.

Изучайте матчасть заранее

– Это был чистой воды обман, – считает Елена Корниенко. – В субботу днем, когда стало известно о проблемах «Лабиринта», мы связались с головным офисом в Москве и спросили, точно ли наша поездка состоится. Нас заверили, что все хорошо… А ночью в аэропорту выяснилось, что на рейс была зарегистрирована только я – на мужа и сына билеты, как оказалось, вообще не бронировали. Причем путевку мы оплатили еще весной. Представитель компании в аэропорт не явился. И нам еще относительно повезло: некоторых томичей, находившихся в этот момент за границей, выселили из гостиницы, потому что номера были не проплачены.

Турпакет на троих обошелся семье Корниенко в 120 тыс. рублей, около 10 тыс. – «шенген», плюс 10 тыс. – добровольная страховка от невыезда.

– На эту страховку вся надежда, что хотя бы по ней нам вернут деньги. Сам туроператор вряд ли компенсирует потери, – говорит Елена. – Мы ходили в компанию, где застрахована ответственность «Лабиринта» (ВСК), документы у нас не приняли, записали на прием только на 22 августа.

Другая томичка – Татьяна Ховрина, лишившаяся отпуска в Испании, заслон страховщиков все-таки пробила.

– В понедельник (4 августа) документы в ВСК принимать отказались, мол, страховой случай еще не наступил (мы с дочерью должны были вылететь 28 августа), – рассказывает Татьяна. – Наш турагент связался с головным офисом ВСК в Москве, там подтвердили, что страховой случай наступил в день банкротства компании, то есть 2 августа, и во вторник мы с еще несколькими пострадавшими буквально штурмом взяли томский офис и вынудили принять документы. Теперь в течение 30 дней деньги должны вернуть. Хотя, признаться, надежда слабая: я вчера весь день изучала ситуацию, оказалось, у «Лабиринта» в ВСК страховка всего на 100 млн рублей, второй страховщик, «Возрождение», обанкротился после краха «Невы». Пострадавших туристов 25 тыс. Если представить, что у каждого сгорела сумма минимум 50 тыс., то это уже 1,2 млрд. Еще оказалось, что у «Лабиринта» задолженность перед авиакомпанией OrenAir составляет 1 млрд за два года. Почему авиакомпания столько времени молчала?!

«Знаю, кто повалится следующий»

– Профессиональный турагент может просчитать риски по тур­оператору с вероятностью 90%, – говорит представитель Ассоциации турагентств Томска Сергей Прокопьев. – Поэтому первое, что я советую приобретающим путевки туристам: найдите себе надежное агентство, которому вы будете доверять. Я, например, запретил своим сотрудникам бронировать «Лабиринт» с 15 августа. Ошибся всего на две недели… С «Невой» мы не работаем уже лет пять, с «Капитал-туром» – три года (все компании из списка недавних банкротов. – Прим. ред.). Не ленитесь, выбирая тур, обзвонить разные агентства. Если где-то вам предлагают скидку больше 5% от тура, бегите оттуда не оглядываясь, не покупайтесь на дешевизну!

В том, что будут новые банкротства туроператоров, Прокопьев не сомневается:

– Идет укрупнение рынка туристических услуг, как ранее прошло укрупнение нефтяного, банковского секторов. Сейчас тур­операторов в России больше тысячи. Останутся, я считаю, от 7 до 15 компаний, все остальные разорятся, и я уже точно знаю следующих претендентов на вылет. Доверять сейчас можно только первой десятке. В этой ситуации, конечно, имеют место и объективные факторы: рекомендации не ездить за границу силовикам, которые ранее составляли значительную часть туристов, рост курса доллара, усложнение доступа к западным кредитам для тур­операторов, эффект от санкций и т.д. Но субъективных причин гораздо больше, причем – я так прозрачно намекну – делается это сознательно и не крупными туроператорами – берите выше!

И.о. главы Ростуризма Олег Сафронов уже посоветовал россиянам отдыхать на родине: это менее рискованно.

Елена Корниенко после неудачного опыта с «Лабиринтом» решила сама экстренно организовать поездку в Грецию, но это оказалось очень дорого: только перелет на троих обошелся бы в 145 тыс. рублей. В итоге рискнули второй раз – купили тур с вылетом через несколько дней у более крупного оператора. Кстати, это обошлось еще дешевле, чем по раннему бронированию, – 90 тыс. рублей.

 Кстати

При заказе тура эксперты рекомендуют тщательно проверить туроператора.

– На сайте Ростуризма есть информация, включен ли туроператор в Единый федеральный реестр, в случае банкротства экстренная помощь будет оказана туристам только этих компаний, – говорит адвокат Адвокатской палаты Томской области Юлия Копейкина. – Нужно обязательно проверять, на какую сумму и в какой страховой компании застрахован оператор, эти сведения также есть на сайте Ростуризма. Страховое возмещение страховщик обязан выплатить не позднее 30 календарных дней после дня получения требования. Согласно Закону «Об основах туристской деятельности в РФ», если страховой суммы компании не хватает для выплат компенсаций всем клиентам, то выплаты делятся пропорционально между пострадавшими.

Также дополнительной защитой может служить страховка от невыезда. Я знаю случаи, когда страховая пыталась отказать в выплатах по страховке от невыезда туристам, лишившимся отпуска из-за банкротства туроператора: мол, для невыезда должны быть причины, связанные только с самим туристом. Нужно внимательно читать договор страхования. Большинство турагентов ограничиваются выдачей квитанции на прием страховой премии, однако сам договор на руки не выдается. И, даже если он выдан, а там перечислены страховые случаи, клиент имеет право требовать внесения дополнительных опций, в том числе невыезд по вине турагента и тур­оператора. Не нужно стесняться занимать активную позицию в этом вопросе. Договор страхования вовсе не стандартен, как нам всем внушают. Если турагент и страховщик отказывают во внесении изменений, следует поискать других.

Одна мысль про “В пролете. Как туристам не остаться без отпуска из-за банкротства туроператоров”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 19 =