В рамках проекта «Территория культуры Росатома» северчане услышали оперу «Евгений Онегин» в исполнении артистов центра Галины Вишневской

Оперный жанр сегодня принято считать элитарным видом искусства, пользующимся популярностью лишь среди узкого круга знатоков. Этот миф с легкостью развенчал уникальный концерт, состоявшийся 24 ноября в Северском музыкальном театре. На его сцене выступили солисты Центра оперного пения Галины Вишневской, представившие жителям закрытого города постановку знаменитой оперы Чайковского «Евгений Онегин».

К началу представления зрительный зал был заполнен до отказа – насладиться встречей с высоким искусством пришли люди самых разных поколений: от подростков и молодых пар до пенсионеров. Пригласительными всех их обеспечил Сибирский химический комбинат, благодаря которому в рамках проекта «Территория культуры Росатома» и состоялся данный спектакль. Заветные билеты получили не только работники комбината и их семьи, но и ученики местных музыкальных школ, работники городских учреждений культуры и социальной сферы, представители общественных и ветеранских организаций Северска.

Любимое детище великой примадонны

Центр оперного пения Галины Вишневской отметил в этом году свой десятый день рождения. Любимое детище всемирно известной оперной примадонны Галины Вишневской сегодня является признанной кузницей кадров для ведущих театров России. Молодые певцы в течение двух лет проходят здесь стажировку, получая уникальную возможность отточить свое вокальное и сценическое мастерство, подготовить ведущие оперные партии под руководством лучших педагогов по вокалу, концертмейстеров, дирижеров, режиссеров. Мастер-классы в центре проводили такие корифеи, как маэстро Мстислав Ростропович, великий тенор Пласидо Доминго, режиссеры Борис Покровский и Петер Штайн. Практически ежедневно занятия с учениками проводит и сама Галина Вишневская. Неудивительно, что после такой подготовки большинство выпускников впоследствии делают блистательную карьеру, становясь солистами Большого театра, Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой оперы», «Геликон-оперы», крупнейших театров Санкт-Петербурга и других городов. Кроме того, они прославляют русскую оперную школу на знаменитых европейских сценах. Каждый год Центр оперного пения представляет публике новый спектакль, поставленный своими силами, неизменно отдавая предпочтение лучшим образцам оперной классики. Сегодня в его репертуаре «Руслан и Людмила» Глинки, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Риголетто» Верди, «Кармен» Бизе, «Фауст» Гунно, «Борис Годунов» Мусоргского, «Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского и другие спектакли. Премьеры по традиции проходят на сцене центра, зал которого обладает уникальной акустикой, оснащен самым современным звуковым и световым оборудованием и по праву считается одной из лучших камерных концертных площадок столицы. Помимо выступлений на собственной сцене коллектив центра активно гастролирует как по нашей стране, так и за ее пределами – в Милане, Париже, Риме, Вене и других столицах мирового оперного искусства.

– Всего несколько недель назад мы вернулись из Мексики, где выступали на одном из международных фестивалей. Были приятно поражены горячим приемом местной публики, – поделилась впечатлениями Екатерина Миронычева, одна из солисток Центра оперного пения.

В «Евгении Онегине» она поет партию Татьяны Лариной. Впрочем, о том, какая именно ей отведена роль, понятно с первого взгляда всем, кто знаком с пушкинским романом.

«Ужель та самая Татьяна»?

Юная, хрупкая, темноволосая девушка с огромными глазами, девичьей косой, в легком платьице с оборками… Сомнений нет – «та самая Татьяна». Екатерина лишь немногим старше своей оперной героини, потому и душевные терзания последней ей понятны и близки.

– Мне кажется, в любом веке все влюбленные девушки одинаковы – так же трепетно ждут свиданий, боятся первыми признаться в любви, страдают от холодности избранников. Поэтому «Евгений Онегин», история любви Татьяны будут трогать сердца во все времена, – убеждена Екатерина.

Выпускница Нижегородской консерватории, она уже второй год обучается в Центре оперного пения и, как сама признается, до сих пор не может поверить своему счастью:

– Одна только возможность лично познакомиться с самой Галиной Вишневской, увидеть эту потрясающую женщину – это уже редкое везение, а уж получить от нее бесценные профессиональные советы, стать ее ученицей – это настоящее счастье!

На роль Татьяны Лариной ее утверждала сама Вишневская – к этой роли Галина Павловна относится с особым пристрастием. В свое время именно с партии Татьяны начиналась ее блистательная карьера в Большом театре, именно в образе Татьяны она завершила свою оперную деятельность на сцене парижской Гранд-опера спустя четыре десятилетия. Вишневская стала одной из самых молодых исполнительниц роли Татьяны в Большом театре, внеся в этот образ все краски юности, девичьей красоты, хрустального голоса. После нее уже никогда в Большом Татьяну не пели зрелые «матроны»! Создав свой центр, примадонна решила вновь вернуться к любимому произведению.

Дух двух гениев

Премьера «Евгения Онегина» в исполнении учеников Центра оперного пения состоялась в ноябре 2007 года. Режиссером-постановщиком спектакля по предложению Галины Вишневской выступил известный танцовщик и хореограф Андрис Лиепа. «Генеральная идея состояла в том, чтобы все в этом спектакле дышало, было пронизано духом двух гениев – Пушкина и Чайковского. Даже в сценографии были использованы пушкинские эскизы и рисунки к роману», – рассказал Андрис Лиепа сразу после премьеры.

Постановка с триумфом была показана в столице и вызвала восторженные отзывы критиков. Затем для гастрольных туров на ее основе был создан лирический спектакль, включающий самые известные сцены оперы. Он и был представлен северской публике.

Аккомпанировал столичным артистам Томский симфонический оркестр под управлением дирижера Ярослава Ткаленко. На 3,5 часа зрители перенеслись в волшебный мир музыки и поэзии, завороженно следя за историей главных героев, сопереживая, сочувствуя им, выражая свое восхищение артистам криками «Браво!» и аплодисментами.

Блистательно исполнил роль Ленского Станислав Мостовой. Его тембр напомнил знатокам голос Лемешева, самого знаменитого исполнителя этой партии. Холодным, циничным, столичным снобом предстал перед зрителями Евгений Онегин в исполнении Сергея Атюшева. Не раз срывала зрительские аплодисменты мудрая нянюшка Филиппьевна (Мария Гулик). Когда же в воздухе затихли последние звуки оперы, аплодисменты зала перешли в настоящую овацию. Зрители аплодировали стоя. От лица коллектива Сибирского химического комбината за праздник высокого искусства артистов тепло поблагодарил Борис Пирогов, начальник отдела управления по социальной работе комбината. С ответным словом выступила Лидия Токарская, режиссер прошедшего спектакля, признавшаяся, что всем участникам труппы надолго запомнится такой душевный прием.

До новых встреч с прекрасным!

Добрых два десятилетия в Северске не было оперных гастролей подобного уровня, поэтому встреча и получилась такой запоминающейся и радостной, став настоящим событием культурной жизни города, в очередной раз показавшим, что подлинное искусство понятно всем. Будь это классическая опера от центра Галины Вишневской, инструментальное мастерство «Терем-квартета», побывавшего в Северске весной, проникновенное пение мужского хора московского Данилова монастыря или гравюры Пабло Пикассо. Все это северчане смогли увидеть в рамках проекта «Територрия культуры Росатома» только за последний год. Но проект продолжается, а значит, впереди жителей закрытого города ждет еще немало встреч с прекрасным.

Молодые исполнители на сцене пытаются пропустить через себя каждое слово. Режиссер Лидия Токарская убеждена: опера – это все-таки театр, хоть и музыкальный, а значит, певец должен быть и актером

От лица коллектива Сибирского химического комбината за праздник высокого искусства артистов тепло поблагодарил Борис Пирогов, начальник отдела управления по социальной работе комбината

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − семь =