В номере «ТН» от 4 июля вышел материал «Скрытая ликвидация» о закрытии училища № 19: положение дел обеспокоило учащихся и коллектив, которые не владеют полной информацией о том, где они продолжат учиться и работать. Руководитель областного департамента среднего профессионального образования Людмила Веснина прокомментировала ситуацию, пояснив: в регионе, согласно нормативам Минобразования, указам президента и стратегии развития Томской области, началась реорганизация и оптимизация сети среднего профессионального образования (СПО). Она затронет не только ПУ-19, но еще семь техникумов и училищ региона.
В числе пилотов
– На федеральном уровне разработаны показатели эффективности системы начального и среднего профессионального образования. Представителям власти на местах поставлена задача систему реорганизовать, чтобы в итоге повысить качество образования, удовлетворить запросы рынка труда, а за счет сокращения издержек повысить зарплату преподавателям и мастерам, – рассказала Веснина. – Разработкой стратегии занимается Минобразования, а показатели эффективности, которые станут определяющими в масштабах страны, отрабатываются на территории 11 регионов-пилотов, и Томской области в частности. Основная цель – подготовка востребованных кадров (показатель трудоустройства – не менее 50%), еще один критерий – территориально-отраслевой принцип (чтобы будущие специалисты учились там, где в них есть нужда).
План реорганизации готов: 4 июля Людмила Веснина защитила его на экспертном совете при заместителе губернатора, тем самым дав старт региональному процессу.
Щадящий режим
Один из критериев эффективности работы учреждения, которым намерены руководствоваться в Минобразования, – увеличение численности обучающихся в одном учебном заведении до тысячи человек.
Для нашего региона это опасный показатель. Как достичь такого количества учащихся в районах? – продолжает Веснина. – Введение норматива – крах для многих учреждений. В соседних регионах уже часть учреждений закрыли, например, в Новосибирске из 82 осталось 42. Мы направили в министерство письмо, в котором обосновали опасность такого нововведения. Предлагаем остановиться на наполняемости 250–600 человек, к такому показателю в ходе реорганизации и стремимся. Другой критерий – трудоустройство. Ранее при мониторинге считались трудоустроенными и те, кто ушел в армию. Сейчас эта категория выпадает из статистики.
По словам Весниной, регион не будет сокращать учреждения по районам области: пройдет процесс слияния, в системе образования останутся и дети, и коллективы, сокращение коснется лишь административно-хозяйственного блока. В каждом районе останется по учреждению либо его филиалу, серьезно пересмотрят только набор специальностей. К примеру, если политехнический техникум обучал только по газовому направлению, то с этого учебного года замкнет на себе и теплоэнергетический блок.
Деньги на зарплату
Оптимизация сети СПО призвана сократить издержки на содержание учреждений, что даст возможность высвободившиеся средства направить на повышение зарплаты преподавателям и мастерам производственного обучения.
– Так, в Северске в одно учреждение сольются два. Свободный корпус будет передан в госсобственность, экономия составит 3 млн рублей в год, – приводит пример Людмила Веснина. – В целом в результате оптимизации удастся сократить издержки в размере порядка 20 млн рублей, деньги пойдут на повышение зарплаты педагогам и мастерам, как указано в майских указах президента. Пока их труд оплачивается скромно: в 2012 году средний доход в системе СПО составил 14 тыс. рублей. Уже за полквартала средняя зарплата возросла до 22–24 тыс. рублей. До конца года на повышение зарплаты педагогов среднего профессионального звена нам предстоит направить 110 млн рублей. На следующий год – в два раза больше, и это только за счет внутренних резервов.
Ежегодные затраты на одного учащегося:
- в ПУ-19 – 90 тыс. рублей;
- в политехникуме (самом крупном учреждении, 1 700 человек) – 53 тыс. рублей;
- в Тегульдетском училище (самом малочисленном, 60 человек) – 161 тыс. рублей.
Судьба ПУ-19
Будущие парикмахеры и контролеры сберегательного банка, ранее обучающиеся в ПУ-19, продолжат учебу в училище № 12. Получающие строительные специальности переходят в училище № 27, где база намного сильнее. Ученики отделения социальной адаптации, которые в ПУ-19 имели возможность продолжить учебу в 7–9-х классах, могут обучаться в училищах – № 12, 27, 33. ПУ-19 станет общежитием студентов техникумов водного транспорта и судоходства и коммунально-строительного (ранее эти учреждения не имели возможности принимать детей из районов), а также студентов ПУ-12.