В ситуацию с охраной памятников вмешалась прокуратура

img_18_02

Самые знаменитые здания Томска становятся реально опасными для горожан. На прошлой неделе на головы прохожих едва не рухнул карниз Дома офицеров. За несколько дней до этого солидный кусок штукатурки лишь по чистой случайности не убил томича возле магазина «Тысяча мелочей». Прогулки по томскому Невскому, как иногда называют три квартала в центре города, теперь лучше совершать в шлемах для экстремальных видов спорта. В ситуацию с бывшим Общественным собранием уже вмешалась прокуратура Советского района. Прокурор района Олег Фрикель имеет опыт борьбы за сохранение памятников архитектуры еще со времен работы на Ленинской «земле». В Советском районе у него на контроле 138 подлежащих охране зданий. По большей части это деревянные особняки XIX века. Их, конечно, тоже жалко, но когда на глазах рушатся знаковые для Томска памятники – это уже из рук вон!

Офицерский вальс

Сотрудники областного комитета по охране объектов культурного наследия, поселившиеся в разрушающемся здании после его частичного ремонта (вот уж ирония судьбы), были вынуждены натянуть на памятник строительную сетку – для безопасности прохожих. На второвском «Пассаже», в советские годы и вплоть до недавних лет – магазине «Тысяча мелочей», не сделано даже этого. Хозяева здания фактически бросили его на произвол судьбы. Аналогично некогда поступило со всеми своими объектами министерство обороны, благодаря чему городу остались руины на ул. Никитина и Киевской. Требующиеся для реставрации Дома офицеров 800 млн рублей, делают процесс руинизации и этого памятника почти фатально неизбежным. Даже на перманентное латание дыр денег не хватает. Разве что… прокурор добавит? В самом прямом смысле.

Причиной частичного обрушения карниза некоторые специалисты называют безумные перепады температур и аварийное состояние кровли. Как говорит Олег Фрикель, таковым оно было признано еще в 2014 году. На первый этап ремонта власти выделили 18 млн рублей, он завершился в конце 2016 года. Однако денег хватило на подвалы и часть внутренних помещений, до крыши же руки не дошли. По мнению прокурора, такую последовательность действий вряд ли можно счесть правильной: кровля – всему голова. Впрочем, он признает, что состояние фундамента тоже было удручающим. А когда денег немного, получается как тот тришкин кафтан – в одном месте латаем, в другом ползет…

Председатель комитета по охране объектов культурного наследия Елена Перетягина летом говорила: «Здание в прошлом году было спасено: фундаменты, которые в этом году могли стать критически аварийными, отремонтированы. Сейчас мы имеем резерв времени, чтобы продолжать реставрацию объекта». Похоже, резерв подошел к концу. В начале 2017 года, когда в здание и заехал комитет, предполагалось, что деньги на второй этап ремонта появятся в этом же году, однако позже было принято решение перенести ремонт на 2018-й.

– Мы внесли в адрес комитета по охране памятников представление и получили ответ: вопрос находится на рассмотрении в департаменте финансов, при первой же возможности средства будут выделены, – рассказывает Олег Фрикель. – Но, в общем, не в этом дело. Все мы прекрасно понимаем, какие сложности испытывает сейчас регион при формировании бюджета. Удивило другое. Оказалось, что 200 квадратных метров в здании Дома офицеров являются собственностью… хабаровского предприятия АО «Военторг-Восток». И этот собственник ни копейки в содержание дома не вкладывает, хотя в соответствии с требованиями законодательства обязан вносить его пропорционально занимаемым площадям. Причем комитет никаких действий к заключению с хабаровчанами соответствующего договора или понуждению к участию в ремонте не предпринимал. И даже охранные обязательства были направлены этому предприятию только в августе 2017 года, когда мы уже приступили к проверке.

То есть на год позже, чем следовало.

– Прокуратура Советского района направила представления как руководителю «Военторг-Востока», так и в областной комитет. Причем «Военторг» уже представил проект договора, они готовы к совместной работе и пропорциональным вложениям в содержание здания. Каким образом дальше будут развиваться эти правоотношения – посмотрим. В любом случае мы этот вопрос оставляем у себя на контроле, – резюмировал Фрикель.

img_18_01

Его пример – другим наука

Проверку здания по пр. Ленина, 85 (дом, примыкающий к ЗАГСу), прокуратура начала после публикации в СМИ: безобразия, которые там творились, с проспекта не видны. В комитете по охране объектов культурного наследия тоже ничего не заметили.

А творилось вот что: один из собственников, не имея на то никаких необходимых документов, то есть разрешения на проведение реконструкции здания – памятника регионального значения, решил перестроить его на свой вкус. Убрал мезонин, расширил площади и сдает их в аренду.

– Характерно, что все это происходило под носом у контролирующего органа, ведь Дом офицеров находится почти напротив, – уточняет прокурор. – Собственник прекрасно себя чувствовал, извлекал прибыль и не предполагал, что однажды гром грянет и на него обрушится вся тяжесть административного ресурса. И спровоцировали все это мы.

Прокуратура Советского района провела проверку, соответствующие документы были направлены и в администрацию города, и в комитет по охране культурных объектов Томской области, и в Главную инспекцию государственного строительного надзора Томской области. Мэрия по представлению прокуратуры направила в суд исковое заявление о приведении здания в первоначальное состояние. Рассмотрение еще не завершено, но конец, говорит Олег Фрикель, не за горами, и исход дела очевиден.

Материалы, которые прокуратура направила в комитет по охране и в Стройнадзор, стали основанием для привлечения горе-собственника к административной ответственности сразу по нескольким статьям Кодекса об административных правонарушениях.

– Суд его наказал, и штрафы он уже оплатил. Кроме того, был установлен факт проведения земляных работ, и за это он тоже получил наказание, – перечисляет прокурор. – То есть внимание к этому объекту вдруг стало колоссальным. Мы направили в суд исковое заявление по приостановлению эксплуатации объекта до принятия решения по существу. Ведь наш ретивый собственник, пользуясь тем, что судебные слушания еще не завершены, продолжает сдавать помещения в аренду и извлекать из них прибыль. Наша логика проста: здание эксплуатируется без разрешения на ввод в эксплуатацию, а значит, не отвечает требованиям безопасности.

Но и это еще не все.

– Сегодня мы решаем вопрос о привлечении к административной ответственности арендаторов. Законом она предусмотрена. И я очень рекомендую нашим гражданам: прежде чем заключать договор аренды – тем более на очень привлекательных условиях! – выясните у арендатора, законно ли это здание эксплуатируется. Неосведомленность в данном случае не освобождает от ответственности. Проверку мы завершим в ближайшее время, и представление будет направлено в арбитражный суд, – пояснил Олег Фрикель.

По мнению прокурора Советского района, пока еще наши люди довольно снисходительно относятся к разного рода жучкам-махинаторам, авторам самостроев и иже с ними.

– Параллельно мы решали две задачи: во-первых, обратить внимание органов власти и понудить их к действию. Во-вторых, привлечь внимание общественности к разного рода махинаторам. Не давайте себя использовать, – предупреждает прокурор.

Эти два объекта – далеко не единственные, по которым в этом году применялись акты прокурорского реагирования. Навскидку можно назвать общежитие на Никитина, 4 (пятихатку, о которой мы писали в прошлом номере и намерены рассказать о развитии ситуации в будущем), расположенное по соседству здание семинарии… В любой момент может «выстрелить» второвский «Пассаж». Проблемы в большинстве из них упираются в банальное «всего-то» нет денег. Но не только. История со зданием, примыкающим к ЗАГСу, – тому пример. Как и более давняя – с пристройкой к ЗАГСу. Здесь уже, извините за высокий стиль, речь идет о гражданской ответственности. И политической воле.

Фото: Юрий Цветков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − 1 =