В Томске наконец-то появились полноправные хозяева органного зала

Дмитрий Ушаков и Мария Блажевич переехали в Томск с желанием сделать органные концерты самым престижным видом отдыха. Завсегдатаям органного зала эти имена уже известны: перед тем как принять приглашение филармонии занять должность штатных органистов, дуэт не раз бывал в нашем городе с концертами. На этот раз ребята хотят остаться надолго.

– Любой человек ищет возможность делать то, что ему нравится, – говорит Дмитрий Ушаков. – В этом смысле органист – человек несчастный: органистов много, а органов мало. Здесь, в Томске у нас наконец-то появилась возможность заниматься любимым делом на постоянной основе…

– …И при этом быть рядом, – добавляет Мария Блажевич, – до этого, хотя мы уже три года женаты, мы жили в разных городах: я работала в Тюменской филармонии, Митя – штатным органистом в соборе Людовика французского в Москве.

На взгляд искушенных музыкантов, орган в томской филармонии очень хорош:

– В этом инструменте соединяется все, что должно быть у хорошего органа. Это инструмент, сделанный очень качественно технически, с красивым, благородным звуком, замечательный с художественной стороны, и к тому же он находится в прекрасных акустических условиях, – говорит Дмитрий Ушаков. – Конечно, играть на нем – это удовольствие.

«Из композиторов для нас особняком стоит Бах, а вообще мы любим играть музыку из кинофильмов, спектаклей, опер»

О выборе инструмента и рождении дуэта

Своей встрече Мария и Дмитрий обязаны Казанской консерватории: именно там, накануне госэкзаменов, они и познакомились. А через два года ансамбль «дозрел»: ребята поженились и начали выступать с совместными концертами. Кстати, органный дуэт – формат выступления очень редкий, и устраивать «двойные» концерты поначалу было нелегко.

– Мне очень нравился этот инструмент, с детства: я слушал органные пластинки дома, ходил на органные концерты. Ну, знаете, там ногами играют, руками играют – классно же, – смеется Дмитрий. – А потом узнал, что в музыкальной школе есть возможность учиться играть на органе, вот и занимаюсь, с 12 лет уже.

А вот Маша, пианистка, свой выбор в пользу органа сделала в 21 год:

– Обычно на фортепиано играют музыку XIX, XX веков, орган – это другое. Я открыла для себя совершенно новый пласт музыки – барочной, старинной.

О духовной музыке и работе в церкви

Исторически сложилось так, что орган был предназначен, в первую очередь, для музыки духовной: в Европе, по словам молодых музыкантов, органы есть в церквушках самых провинциальных городов.

– Вот, например, Бах: у него очень много произведений, которые связаны с церковью, даже не образно, а чисто физически: они писались для исполнения в церкви, – поясняет Дмитрий Ушаков. – Для того чтобы эти вещи играть, их нужно знать, понимать, пропускать через себя, все это не может не влиять на мировоззрение.

Значение церковных праздников, сюжеты Священного писания – все это Дмитрий узнавал на практике, за его плечами 14 лет службы органистом в католическом и лютеранском соборах Москвы. В обязанности церковного органиста входит музыкальное сопровождение службы, организация органных концертов при соборе, уход за инструментом, занятия с церковным хором.

– Много ли потеряли русские церкви оттого, что в них нет органов? Да, пожалуй. Я вот жалею, что Петр 1 не ввел их, хотя хотел, – улыбается Дмитрий.

– Нет, у нас своя культура и музыка своя, – не согласна Мария Блажевич. – Но жизнь и вправду была бы другая. Во всяком случае, работы органистам в России было бы больше.

О планах и нескучной классике

Главные задачи, которые определили Мария и Дмитрий перед началом концертного сезона, – охватить разную аудиторию, представить музыку на любой вкус и снять с органа отпугивающий академический налет.

– Да, орган – это элитарный инструмент, но это не значит академичный и скучный, – убеждены органисты. – Обычно думают: придешь в филармонию, заставят тебя думать о жизни, и вообще, вечер пропал. Но концерты нужны, прежде всего для того, чтобы люди отдыхали. Наши программы так и строятся: есть над чем подумать и – обязательно! – отдохнуть.

Идея музыкантов – в том, чтобы сделать органные концерты лучшим культурным отдыхом и вызвать у томичей привычку посещать органный зал. Для этого ребята придумывают фишки, например дуэты органа и балалайки, «Ночь в органном зале» или элементы интерактива. Так, в цикле концертов «Слушать подано» ценители через Интернет будут сами формировать из предложенного списка программу, которую музыканты узнают только на самом концерте.

– Молодежь надо привлекать адекватными мерами: компьютерными технологиями, понятным языком. Если я скажу им, что Бах – это выдающийся полифонист эпохи барокко, меня не поймут, – говорит Дмитрий. – Вместо этого можно рассказать, какую зарплату он получал, какое пиво он любил и любил ли вообщ


Первый концерт состоится 2 октября. В программе «Призрак оперы, или Орган в оперном театре» прозвучат переложения оперных отрывков (в том числе из рок-опер) и балетной музыки.


 

Руб. Справка «ТВ»

Органный дуэт Vox Angelica (в переводе с лат. – ангельский голос, название одного из регистров органа) в составе Дмитрия Ушакова и Марии Блажевич – единственный в России органный дуэт, концертирующий на постоянной основе. С момента возникновения в 2009 году музыканты побывали с выступлениями в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Харькове, Перми, Самаре и других городах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × четыре =