02.11.2018

В Томске недолго пребудут мощи человека, вся жизнь которого – профессиональный и духовный подвиг

Статей на сайте: 16296

 

Ровно в 18 часов последнего солнечного и теплого осеннего дня у Богоявленского собора остановился легковой автомобиль. Ковчеги с мощами святителя Луки и праведного Лазаря Четверодневного, которые постоянно хранятся в Епархиальном управлении Каменской епархии Украинской православной церкви, доставили ее служители. Святыни с почестью встречали настоятели всех томских приходов во главе с митрополитом Ростиславом. Под звон колоколов их внесли в Богоявленский собор Томска. Так ненадолго в Томск вернулся человек, который бывал в нем еще до войны и помог многим страждущим. В миру его звали Валентин Войно-Ясенецкий.

 

 

Чудеса по силе молитвы

Перед началом молебна его высокопреосвященство обратился к собравшимся с проповедью и кратко напомнил о жизни и подвигах святителя Луки и праведного Лазаря. Говоря о святителе Луке, владыка напомнил прихожанам, что в 40-е годы XX века, еще будучи епископом Красноярским, он приезжал в Томск и читал лекции перед студентами Томского медицинского университета.

– Посвятив себя всецело служению Богу и ближним, он достиг великого духовного совершенства. И как древние святые, подобные святому великомученику целителю Пантелеимону, который совмещал в себе искусство врача и искусство христианина, так и святитель Лука, соединив в себе эти два начала, показывал чудеса исцеления человеческой плоти, – говорил митрополит Ростислав. – Практически не было ни одной неудачной операции в его практике, потому что всегда искусство врачевания он совмещал с молитвой и глубокой верой в помощь Божию.

Ходит предание, что в операционной Войно-Яценецкого всегда была икона, а когда ее вынесли, будущий святой отказался оперировать до тех пор, пока ее не вернули.

 

Справка «ТН»

Валентин Войно-Ясенецкий родился 27 апреля (9 мая) 1877 в Керчи в семье провизора. Был четвертым из пятерых детей. Умер 11 июня 1961 в Симферополе в День памяти всех святых в земле Российской просиявших.

 

Возвращение святителя Луки

О медицине будущий хирург никогда не задумывался, зато с детства мечтал о профессии художника. Окончив Киевскую художественную школу и проучившись некоторое время живописи в Мюнхене, он вдруг подает документы на медицинский факультет Киевского университета. «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», –  вспоминал потом архиепископ Лука.

В университете он приводил в изумление студентов и профессоров своим принципиальным пренебрежением к карьере и личным интересам. Уже на втором курсе Валентина прочили в профессора анатомии (пригодились художественные навыки), но после окончания университета этот прирожденный ученый объявил, что будет земским врачом – занятие самое непрестижное, тяжелое и малоперспективное. Товарищи по курсу недоумевали. А владыка Лука позже признавался: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». Светский человек потерял всех самых близких людей и обратился к православию еще в годы Гражданской войны.

 

За советом к коллеге

Его необыкновенной биографии вполне хватило бы на несколько жизней. Врач, лечивший обычных людей, профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Неоднократно подвергался политическим репрессиям, провел в ссылке 11 лет.

Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой…

Святитель был приглашен в Томск и читал курс лекций для студентов Томского медицинского университета. «ТН» нашли свидетельства его пребывания в Сибирских Афинах.

В своей автобиографии «Я полюбил страдание…» он пишет: «Неожиданно вызвали меня в муртинское ГПУ (Красноярский край. – Прим. ред.) и, к моему удивлению, объявили, что мне разрешено ехать в г. Томск для работы в тамошней очень обширной библиотеке медицинского факультета. Можно думать, что это было результатом посланной мной из ташкентской тюрьмы маршалу Клименту Ворошилову просьбы дать мне возможность закончить свою работу по гнойной хирургии, очень необходимую для военно-полевой хирургии».

Этого разрешения Валентин Войно-Ясенецкий добивался неоднократно, отправляя письма и уже упомянутому маршалу, и всесоюзному старосте Михаилу Калинину, и профессору Томского университета Владимиру Мышу. По утверждению очевидцев, одна из причин, по которой опальному врачевателю разрешили приехать в Томск, была в необходимости лечения профессора ТМИ П.С. Федорова, страдавшего тромбофлебитом вен голени и бедра.

Вот как об этом факте в 1994 году вспоминали профессора А.А. Задорожный и Ф.Ф. Сакс и доцент В.Ф. Байтингер: «Приезд В.Ф. Войно-Ясенецкого в Томск не был случайным. Весной 1941 года заболел тяжелым тромбофлебитом глубоких вен нижних конечностей заведующий кафедрой факультетской хирургии Томского медицинского института П.С. Федоров. Его лечили маститые врачи и профессора, но тромбофлебит прогрессировал с переходом на вены таза, и тогда профессор П.С. Федоров попросил через НКВД пригласить на консультацию В.Ф. Войно-Ясенецкого. В Томске Валентин Феликсович работал в кабинете заведующего кафедрой факультетской хирургии, постоянно наблюдал больного и много работал в библиотеке как Томского университета, так и медицинского института. В первый приезд он находился в Томске около месяца, пока здоровье профессора П.С. Федорова не улучшилось.

В Томске Валентин Феликсович часто встречался с профессором В.П. Миролюбовым, долго работал в его кабинете, читал многотомное руководство по патологической анатомии на немецком языке, нередко делал отличные зарисовки».

Чуть позже сам профессор Войно-Ясенецкий так писал об этом: «В Томске я отлично устроился на квартире, которую мне предоставила одна глубоко верующая женщина. За два месяца я успел перечитать всю новейшую литературу по гнойной хирургии на немецком, французском и английском языках и сделал большие выписки из нее. По возвращении в Большую Мурту вполне закончил свою большую книгу «Очерки гнойной хирургии».

Итак, Валентин Войно-Ясенецкий дважды бывал в Томске. В первый раз – перед началом Великой Отечественной войны: весной 1941-го. Помимо лечения своего коллеги в течение двух месяцев он часами изучал в Научной библиотеке ТГУ литературу по гнойной хирургии. А еще встречался с заведующим кафедрой патологической анатомии ТМИ профессором В.П. Миролюбовым, работал в его кабинете и музее этой кафедры. Особый интерес Войно-Ясенецкий проявлял к экспонатам, демонстрировавшим остеомиелит костей черепа. Второй раз он был в Томске в 1942 году.

Когда началась война, профессор Войно-Ясенецкий обратился в райком ВКП(б) в Большой Мурте с предложением помощи в лечении раненых солдат и офицеров. В сентябре 1941-го Валентина Феликсовича назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края на 10 тыс. коек и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515 Красноярска.

1943 год стал поворотным в его биографии: в этот период он был назначен архиепископом Красноярским и включен в состав Священного синода. Он успевал заниматься практической и научной работой и встречаться с прихожанами. После окончания срока ссылки  в том же 1943-м наркомздрав РСФСР перевел его в Тамбов для работы в госпиталях. Валентин Феликсович консультировал коллег, много оперировал и писал монографию о лечении хронических огнестрельных эмпием плевры. Одновременно был назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. С 1946 года был архиепископом Крымским и Симферопольским. С 1949-го по 1951 год – консультантом военного госпиталя.

В 1952 году из-за полной потери зрения оставил практическую хирургическую деятельность. Потом служил только архиепископом и читал проповеди.

*  *  *

Мощи святителя Луки пребудут в Томске до 5 ноября. Каждый день в 14.00 духовенство различных томских храмов служит перед ковчегом с мощами молебны с акафистами.

Утром 5 ноября после молебна ковчег с мощами святителя Луки и святого праведного Лазаря Четверодневного будет отправлен в Колпашевскую епархию.

 

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

21 − = 13