В Томске появилась служба аварийных комиссаров

Служба аварийных комиссаров (аваркомов) создана в Томске три недели назад. За это время аваркомы вы­ехали на 320 ДТП, и естественно, что автомобилисты пока мало знают об этой новой службе, которая призвана быть посредником между участниками ДТП и ГИБДД.

– Попавшие в аварию водители бывают подозрительны: звонят в ГИБДД, страховые компании. Но многие из них, узнав, что служба создана именно для того, чтобы снять часть нагрузки с ГИБДД и тем самым сэкономить время граждан (чтобы они не ждали часами инспекторские автомобили), допускают нас к машинам. Хотя есть и такие, кто наотрез отказывается от услуги и снова звонит в ГИБДД, – рассказал «ТН» один из первых восьми аваркомов Томска Александр Ивонин.

1000 рублей стоит выезд на место ДТП «Аваркома-70». В середине мая аваркомы начнут продавать годовые сертификаты: от 400 рублей.

По словам аварийных комиссаров, на новую платную услугу – 1 тыс. рублей за оформление документов при ДТП – соглашаются примерно 30% участников дорожно-транспортных происшествий. И многие из них положительно оценивают полученный опыт.

– Лично для меня приезд аваркома был очень удобен. Ведь иначе мы бы ГИБДД ждали полдня: ДТП несерьезное, пострадавших нет, столкновение не на перекрестке – в общем, на такую аварию патруль бы выехал далеко не в первую очередь. А потом бы еще пришлось в ГАИ ехать, в итоге день бы пропал, а у меня рейс, – сказал «ТН» водитель Сергей Домаренок.

Единый тариф

Институт аварийных комиссаров – сравнительно новое явление в российской правовой системе, возникшее после появления в п. 9 ст. 294 ч. 2 ГК РФ определенного перечня услуг разных специалистов (сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев.

В ряде городов, в том числе в соседнем Новосибирске, «дорожный комиссариат» работает уже не первый год. Около месяца назад новосибирцы обратились к своему бывшему земляку, а ныне главе УГИБДД по ТО Валерию Громову, и он поддержал идею создания филиала новосибирской Сибирской ассистанской компании – «Аварком-70». Отличие ее работы от привычной томской практики в том, что аваркомы не делят ДТП по страховым полисам, а тариф за услуги у них единый для всех: в Томске до сих пор некоторые страховые компании предоставляли бесплатную услугу выезда на ДТП, но помощь в оформлении необходимых документов оказывали только владельцам своих полисов.

Экономия времени

Между Сибирской межрегиональной ассоциацией страховщиков, ГУВД и Сибирской ассистанской компанией подписан регламент, в соответствии с которым ГУВД Томска дало согласие на оформление «Аваркомом-70» простых ДТП без сотрудников ГАИ.

– Согласно законодательству, если пострадавших в ДТП нет и для участников очевидно, кто виноват (ситуация не является спорной), оформить страховой сертификат водители могут самостоятельно или при помощи посредников – аваркомов. ГИБДД же в их помощи заинтересована: при оформлении большого количества ДТП происходит значительное отвлечение инспекторов от их основных обязанностей (организация и безопасность дорожного движения), – отмечает врио заместителя начальника УГИБДД по ТО Дмитрий Амелин.

– Время прибытия экипажа на место ДТП – 15–20 минут, но это лишь в том случае, если патруль практически сразу выехал на место столкновения. А когда инспекторы заняты, автомобилисты ждут и по нескольку часов, – говорит инспектор УГИБДД Виктор Карташов. – И из года в год ситуация обостряется: автомобилей все больше. Особенно проблемными становятся сезонные периоды, когда количество аварий из-за сложных погодных условий возрастает в два раза, и, как следствие, увеличивается время ожидания инспекторов.

– Примерно треть участников аварий соглашаются на сотрудничество с аваркомами. Многие просто по незнанию делают выбор в пользу ГИБДД. А преимущества работы аваркомов очевидны: наши сотрудники сами оформляют документы для ГИБДД, водителям не нужно ехать в ГАИ и давать пояснения. Так что если ДТП незначительное, оно, по сути, не повлияет на распланированный день автомобилиста. Мы предлагаем беречь время. Но, если человек категорично отказывается, никто ему услугу не навязывает, у водителя есть право выбора, – на недавней встрече со страховщиками подчеркнул Вадим Солдатенков, руководитель Сибирской ассистанской компании (Новосибирск).

На месте событий

Пока Ильяс Абдугазизов и Сергей Домаренок не попали в ДТП, они тоже не знали про аваркомов. Но вот на днях на ул. Мокрушина ребенок нажал на кнопку светофора и, не дождавшись зеленого сигнала, помчался через проезжую часть. Ильяс ударил по тормозам, получил удар в «спину» и автоматически набрал ГИБДД.

– Ехал я медленно: там школа, но это не помогло. Видел, что за мной трал, на нем трактор. Понял, что в отличие от моей легковушки этот тяжеловес быстро остановиться не сможет. Помню, в ожидании удара голову втянул и… бах! Обидно, совсем недавно машину отремонтировал.

– За 20 лет водительского стажа это мое первое ДТП, – расстроен второй участник аварии Сергей Домаренок.

– Минут через 15 приехали эти ребята. Кто такие, понятия не имел, смутила форма – как у сотрудников ГИБДД, только надпись «Аварком-70», – продолжает Ильяс. – Напрягся: чьи интересы они защищают?

Автомобилисты начали звонить в свои страховые компании. Им разъяснили: аваркомы имеют право оказать услугу, но право водителей – выбирать ее или все-таки дожидаться ГАИ. Согласились. На весь объем работ – осмотр, замеры, объяснения участников ДТП – ушло не более 40 минут, включая время ожидания приезда машины аваркомов.

– Распишитесь, что вы согласны на рассмотрение без вашего участия, – поясняет комиссар Александр Ивонин.

– Нам вообще не нужно ехать в ГИБДД? – переспрашивают водители.

– Можете ехать по своим делам: решение получите по почте, – пояснил аварком.

– Лично для меня приезд аваркома был очень удобен. Ведь иначе мы бы ГИБДД ждали полдня: ДТП несерьезное, пострадавших нет, столкновение не на перекрестке – в общем, на такую аварию патруль выехал бы далеко не в первую очередь. А потом бы еще пришлось в ГАИ ехать – в итоге день бы пропал, а у меня рейс, в Хакасию везу томской бригаде трактор, – Сергей Домаренок, поставив последнюю подпись и сообщив кому-то по телефону, что идет по графику, прыгнул в машину.

Конкуренция

Пока в службе аваркомов работают только восемь специалистов. Все – бывшие инспекторы ГИБДД, которым, естественно, по службе приходилось выезжать на ДТП.

– Мне нравилась моя работа в ГИБДД, но прошло сокращение, и многие остались за бортом,– оформляя документы, говорит аварком Александр Ивонин. – Поэтому вполне логично, что именно бывшие инспекторы стали первыми аварийными комиссарами. Это удобно и нам, и работодателям, ведь мы знаем свое дело.

Между тем предложение услуги уже приводит к усилению конкуренции. Страховые компании, в которых есть аварийные комиссары, не только не собираются отказываться от предоставления прежних услуг по оформлению ДТП, но хотят составить конкуренцию «Аваркому-70», то есть предлагать аналогичный пакет услуг всем желающим. В ближайшее время сотрудники ГИБДД проведут для представителей страховых компаний, которым предстоит стать аваркомами, занятия по порядку оформления ДТП.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

На рассмотрение материалов ДТП в ГИБДД уходит день, на следующий день аваркомы звонят участникам ДТП и приглашают в офис, чтобы они забрали документы для передачи в страховые компании. (Кстати, если автомобилист все-таки не согласится с принятым в ГИБДД решением, по закону после ДТП у него есть 10 дней на его обжалование.)

Рапорт аваркома о ДТП является доказательной базой, хранится два года и может быть использован в случае возникновения споров и судебных тяжб.

 

Оформляем ДТП в том случае, если в аварии нет пострадавших, если виновник происшествия не отрицает факта нарушения, если оба участника заранее согласны на рассмотрение ДТП без их участия. Оформляем ДТП с любым ущербом, поскольку итоговое решение, кто виноват, принимают инспекторы ГИБДД, а не комиссары.

Вячеслав Девянин, 

начальник службы аварийных комиссаров

Сибирской Ассистанской компании «Аварком-70»

КСТАТИ

В ряде городов, где аваркомы работают не первый год, периодически в их адрес звучат в основном две претензии: в выполнении заказов страховых компаний, скупых на выплаты, или во введении участников ДТП в заблуждение ради интересов иных коммерческих организаций. Например, как установило УФАС по Амурской области, работники «РЦСЭ – Аварийный комиссар» заявляли участникам ДТП, что для определения размера ущерба нужно провести экспертизу поврежденного автомобиля, и выдавали направления на ее проведение в свою компанию (услуга стоила 1,5–2 тыс. рублей). Граждане предъявляли заключение об экспертизе страховщикам, но получали отказ в выплате в указанном объеме: страховые компании считали расчеты завышенными. УФАС пришло к выводу, что выдача направлений вводила граждан в заблуждение, так как правила ОСАГО налагают обязанность по проведению экспертизы на страховщика, а не на пострадавшего. Участник ДТП сам организует экспертизу, только если страховая компания уклонилась от ее проведения.

Обязанности аварийных комиссаров:

  • проводить осмотр места ДТП (использовать современные технические средства: фотосъемку, аудио- и видеозапись и др.);
  • устанавливать характер по-
  • вреждений транспортных средств;
  • предварительно определять размер ущерба;
  • собирать необходимые документы, составлять схемы, сопровождать документы в ГИБДД.

Рекомендации пострадавшим в дтп:

  • не стесняйтесь указывать аваркому на существенные, по вашему мнению, факты, обстоятельства;
  • требуйте внести в отчет эти сведения;
  • комиссар прежде всего обязан объективно оценить обстановку, отразив это в отчете, и помочь консультативно и психологически.

 

5 мыслей о “В Томске появилась служба аварийных комиссаров”

  1. Скажите как оформляете без гибдд большие повреждения, которые привышают 25тр все схемы, замеры, фото, и сами состовляете и передаете их в гибдд или у вас договоренность с ними? на каких законных основаниях это проходит не пойму? кроме пункта правил 2.6 пдд. у нас это по заявлению на имя Начальника и законно ли это и у вас как тогда? Дайте ОТВЕТ БУДТЕ ТАК ДОБРЫ.

  2. А мне понравилась работа Ваших конкурентов из Единой службы аварийных комиссаров 8 800 500 49 34. И звонок бесплатный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *