В Томске прошел межрегиональный научно-практический семинар по трансляционной медицине

Татьяна Абрамова

Работа будущих десятилетий

Для подготовленной аудитории тема трансляционной медицины (ТМ) была весьма ожидаемой. Организаторами семинара выступили Сибирский государственный медицинский университет и Центр кластерного развития Томской области, а дискуссионной площадкой для клиницистов, представителей власти и инновационного бизнес-сообщества стала библиотека им. А.С. Пушкина.

Для профессионалов – исследователей и практикующих врачей – очевидным является тот факт, что на ближайшие десятилетия ведущая роль в развитии биомедицины будет отведена трансляционной медицине. В ее основе лежат принципы персонализированной медицины, а именно поиск и использование технологий диагностики и лечения конкретного пациента на основе достижений молекулярной биологии, генетики, исследований клеток.

В трансляционной медицине предусматривается ускорение процесса переноса открытий с фундаментальных исследований, проведенных в лабораториях, в сферу практического здравоохранения. ТМ включает три фазы исследований: фундаментальные (молекулярные механизмы заболеваний, выявление молекулярных маркеров и мишеней заболеваний) и клинические исследования (оценка эффективности и безопасности новых методов лечения), а также оценку общественной значимости метода, его экономической эффективности.

Закон для исследований

Открыла семинар проректор по стратегическому развитию, инновационной политике и нау­ке ГБОУ ВПО «СибГМУ» Мин­здрава России профессор Наталья Рязанцева:

– Тематика, заданная в качестве обсуждения, актуальна как никогда. И прежде всего потому, что произошли существенные изменения в нормативной базе, мы все ждем финальных документов из Минздрава по апробации изделий медицинского назначения. Во-вторых, реализация федеральных целевых программ, в частности «Фарма-2020», сейчас обнажила проблему в необходимости проведения клинических исследований лекарственных средств и клинических испытаний новейших медицинских приборов и изделий, которые сгенерированы в российских инновационных компаниях и университетах.

Более подробно о перспективе развития сектора клинических исследований лекарственных средств рассказала профессор СибГМУ Юлия Самойлова:

– До 2000 года эта тема в нашей стране была закрыта. Но в последние 3–4 года количество заказов по проведению клинических исследований увеличивается. Основными заказчиками в сфере проведения КИ на территории России являются как отечественные, так и зарубежные фармацевтические компании, причем доля российских производителей составляет 35%. Сегодня клинические испытания проводятся в 1 015 лечебных заведениях, в Томске аккредитацию для проведения клинических исследований лекарственных препаратов имеют 20 учреждений. К сожалению, в обществе наблюдается недостаточное понимание необходимости проведения клинических исследований, а ведь они дают возможность применения современных лекарственных препаратов, которые, как правило, уже применяются в других странах.

В России их проведение регламентируется международными актами, основным из которых являются требования GCP (Good Clinical Practice), федеральными законами «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обращении лекарственных средств». По оценкам зарубежных экспертов, российское законодательство в сфере проведения клинических исследований является более строгим: лечебные учреждения обязаны проходить процедуру аккредитации в Минздраве России, жесткие требования предъявляются к квалификации исследователей и т.д. Соблюдение всех требований контролируется многочисленными инспектирующими органами, как российскими, так и зарубежными.

Лекарственный эффект

Приглашенный на семинар генеральный директор международного биотехнологического центра «Генериум» Дмит­рий Кудлай (Москва) свое выступление посвятил приоритетным направлениям национальной фармацевтической промышленности на примере своей компании. Этому коллективу потребовалось 10 лет для того, чтобы занять ведущие позиции на мировом рынке в области исследований, разработки, производства и продвижения высокоэффективных биологических препаратов. Успех «Генериума», по словам профессора Кудлая, заключается в умении сконцентрироваться на приоритетах и верной постановке целей первого и второго порядка:

– Выбирайте за основу 1–3 ведущих направления и закрепляйте за ними самых сильных в профессиональном плане специалистов. Это и станет тем лекарством успеха, которым «заражаются» все участники процесса. Сегодня, – продолжает Дмитрий Кудлай, – для себя мы определили следующие конкурентоспособные направления: биочипы и биосенсоры; клеточные технологии; персонифицированная медицина; система доставки лекарств; биоинформатика и системная биология.

Говоря о реализации кластерной политики в Томске, Дмитрий Кудлай отметил:

– Как наукоград Томск обозначился довольно четко. Прежде всего это базовые научные центры – ТПУ и СибГМУ. Если сравнивать Новосибирск, Томск, Алтайский край, то активность вашего кластера ощутимей. А что касается привлечения высококвалифицированных кадров, то реализовать проект возможно на основе государственно-частного партнерства, при котором государственные деньги работают на проект, а частная компания выделяет средства на фонд заработной платы сотрудникам. В этом случае складывается идеальная картинка для получения эффективного результата.

Фармацевтический кластер

По мнению проректора мед­университета Натальи Рязанцевой, кластерная стратегия является важной для университетов, потому что она позволяет создать в регионе конкуренцию и кооперацию. На территории Томской области важно развивать кластер для медицинской сферы.

– Именно для этого сейчас Центром кластерного развития Томской области прорабатываются механизмы государственной поддержки участников кластера по субсидированию затрат на доклинические и клинические исследования, изучаются возможности цивилизованного лоббизма интересов кластера, привлечения проектного финансирования. В результате мониторинга деловой среды выявляются перспективные кластерные проекты, которые могут получить данную адресную поддержку и вывести кластер на новый виток развития, – согласился Денис Таранов, генеральный директор ­Центра кластерного развития Томской области.

– Мы никогда не двинемся вперед, если не будем развивать биомедицину, опираясь прежде всего на развитую исследовательскую и инновационную инфраструктуру. И еще один важный критерий успешного кластера – выход его участников на глобальные рынки, – уверена Наталья Владимировна.

Пока же, по ее словам, в Томске не сформирована передовая исследовательская и инновационная инфраструктура в области медицины и фармацевтики, есть лишь единичные точки роста. Кроме того, университеты еще слабо ориентируются в нишах этих рынков. В чем же видится выход?

Качество жизни томичей

Уходящий год станет для ­СибГМУ отправной точкой в создании центра трансляционной медицины. Проект оценивается в 1,3 млрд рублей, определена площадка вуза, на которой будет создан этот центр. Рабочей группой университета, занимающейся этим проектом, выбраны три приоритетных направления развития трансляционной медицины: персонализированная медицина, регенеративная медицина, фармацевтика. По словам профессора Рязанцевой, руководство вуза планирует реализовать проект как инвестиционный. Связано это не столько с ожидаемым сокращением госрасходов, сколько с возможностью бизнеса придать определенную динамику крупномасштабным проектам, к которым, безусловно, относится ТМ. Этот проект должен стать образующим для томского кластера «Фармацевтика, медицинская техника, информационные технологии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 1 =