В Томске прошел трехдневный VI Сибирский фестиваль чая

чай

Доброе утро, кухня, стакан чая… Больше тысячи лет люди встречают новый день таким способом. Правда из-за того, что темп жизни сегодня напоминает лошадиный галоп, в угоду скорости забываются и чайные церемонии, и качество продукта. Для того чтобы напомнить себе и читателям, как правильно пить чай и зачем это нужно, корреспонденты «ТН» отправились в Пушкинскую библиотеку.

Чайные связи

В зале на втором этаже, где и проходит фестиваль, глазам первое время приходится привыкать к пестрым расцветкам одежды организаторов, жюри, участников и зрителей. Двух одинаковых людей не найти! Африканские косички, дреды, этнические юбки, штаны, как у Аладдина, кимоно, бородки в стиле Бориса Гребенщикова – все это придает строгому залу Пушкинки особенный колорит. Чай здесь пьют сидя на раскиданных по полу подушках за маленькими столиками. Дополняет картину медитативная музыка из колонок.

– Когда люди в первый раз сюда заходят, наверное, думают, что мы секта, – смеется гость из Абакана Игорь Чувашов. – Помню, как четыре года назад я приехал в Новосибирск в чайный клуб. А там все на полу сидят, маленькие столики, маленькие чашечки! Я думаю: «Куда я попал? Сектанты какие-то!»

За эти четыре года Игорь не только втянулся в чайную культуру сам, но и начал активно ее продвигать, открыв свой чайный клуб.

– Людей приходит все больше, – убежденно говорит он. – Новая волна тех, кто понял, что разрушать себя алкоголем и психотропными веществами губительно, находят в чае нечто вроде альтернативы. Даже больше, чем альтернативу, потому что это отличный способ коммуникации, способ завести новых знакомых. Я замечал, что человек, который просто переходит на свежий чай, начинает изменяться сам и меняется его окружение. Этот напиток притягивает людей с интересным внутренним миром, а пустых и суетливых не цепляет.

Участники фестиваля кажутся немного ненормальными до того момента, пока ты не подсядешь рядом. И вот ты уже завороженно слушаешь непонятные, сложно выговариваемые названия разных сортов чая и мифы, связанные с ними. Наблюдаешь, как первая заварка, казалось бы, уже разлитая для дегустации по чашкам, сливается прямо на чабань (специальную чайную доску с лотком для стока воды). Как мне позже объяснили, это делается для того, чтобы омыть и прогреть посуду и смыть с заварки следы рук того, кто ее собирал.

За три дня фестиваля я успеваю попробовать и зеленый, и красный, и белый чай. Мне, предпочитающему изрядно подслащенный чай из пакетика, до постижения всей прелести свежего чая еще далеко, хотя вкус некоторых сор-тов меня зацепил. А вот наш искушенный в чайных делах фотограф приходит в полный восторг.

Накрыть поляну и победить

Основным мероприятием фестиваля стал сибирский конкурс чайного мастерства, где в умении приготовить и преподнести чай соревновались представители пяти городов нашего округа.

Самую юную участницу конкурса, 13-летнюю Машу Гозун, к чайному мастерству приобщил отец. Затем была двухдневная школа, а дальше сплошное саморазвитие.

– Помню, как однажды я принесла набор для церемонии в школу, – вспоминает она. – В итоге одноклассники отпустили меня только спустя пару часов, так им понравился процесс. Мне нравится этим заниматься, потому что возникает особенное чувство гармонии. Конечно, я не делаю церемонию дома каждый день, просто стараюсь пить хороший чай.

Жюри не позавидуешь: каждый участник пытается показать свои лучшие умения, и если в первом туре с выбором помогает зрительское голосование, то полуфинал целиком на совести судей. Оцениваются мастера по трем критериям: вкус чая, эстетика (как мастер сумел создать атмосферу) и техника.

В итоге из более 30 участников в финал выходят три представительницы прекрасного пола. Каждая пытается удивить жюри по-своему. Первая приводит с собой музыкальную группу поддержки и украшает чайную поляну цветком лилии. Вторая предлагает в качестве закуски к чаю сухую заварку и играет судьям на скрипке. А третья финалистка проводит полную чайную церемонию вместе со знакомством с чаем (непосвященные это называют проще: понюхать чай перед тем, как пить).

Первое место достается девушке с музыкальной группой поддержки. Но без приза с фестиваля не уходит ни один из участников, что в очередной раз доказывает, что там, где чай, соревновательный момент не главное, главное – коммуникация.

Полтонны воды

Проходя по залу и общаясь с участниками, я все чаще слышал: «Мы учились в школе у братьев Ча Чжай». Поймать самих Ча Чжай – братьев Никитиных, Андрея и Леонида, – в дни фестиваля не так-то просто, они постоянно в движении. Уже ближе к концу мероприятия мне удается перехватить последнего.

– Скажите, Леонид, у вас столько учеников сегодня в зале, а где учились вы сами?

– Источников информации о чае масса, а вот достоверных, к сожалению, немного. Мы побывали в чайных клубах Москвы, в Китае, в Индонезии, в Индии познакомились там с теми людьми, которые делают чай. И сейчас – в течение последних восьми лет – ежегодно мы организовываем экспедиции в Китай, в те районы, где чай производится. За эти годы собрали хорошую базу, так сказать, из первых рук.

– Что принципиально нового в этом фестивале по сравнению с предыдущими?

– До последнего года он был ориентирован на тех, кто вовлечен в процесс. А в этом году мы расширили формат, устроили всевозможные мастер-классы для широкого зрителя.

– Скажите, сколько на три дня вы заказали воды?

– Мы изначально взяли 450 литров, но на всякий случай довезли еще 50, потому что появились опасения, что воды может не хватить.

Вода, действительно, течет если не рекой, то юрким горным ручейком точно. Волонтеры нагревают ее, заливают в термосы и разносят по мастер-классам и просто по полянам, потому что повсеместное чаепитие не прекращается ни на секунду.

Когда фестиваль закончился (воды, кстати, хватило), я с интересом наблюдал за лицами «чайных» людей. На них не разочарование и не грусть от скорой разлуки, а удовлетворение от встречи, от того, что удалось вырваться из повседневной суеты и посидеть выпить чаю с друзьями. В этом главная магия древнего напитка.

Юлия Михалева, заместитель начальника департамента по культуре и туризму и внешним проектам

– Я осталась в полном восторге от мероприятия. Наш департамент впервые в этом году так серьезно поддержал чайный фестиваль. Последнее время активно пошла тема туризма по Великому чайному пути. Наши китайские соседи приезжают в Томскую область не только из-за нарымских достопримечательностей, но и потому, что Томск считается первой отправной точкой, куда был привезен чай. По сути, Томск с его развитым промыслом извозчиков и большими складами был логистическим центром всего чайного пути. Даже если нас не будут поддерживать из центра, мы не откажемся от этой темы, потому что грех не раскручивать такую интересную сторону нашей истории.

шумаков

Артём

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × один =