В Томской области создается информационное общество

Проект «Электронное правительство» развивается в России уже много лет, однако большинство россиян до сих пор не понимают, что это такое и для чего нужно. О сути этого проекта и его полезности для населения рассказала «ТН» советник губернатора Томской области по информатизации Наталья Маслова.

– Электронное государство (правительство) у нас часто ассоциируется с тем, что это некая технологическая основа, которая работает отдельно от администраций региона или муниципалитета. На самом деле это не просто переход на новый уровень технологического оснащения органов власти, а изменение бизнес-процессов и логики предоставления государственных услуг, – пояснила Наталья Маслова. – Электронное правительство – это позавчерашний день. К настоящему времени оно превратилось в электронное государство и находится уже на третьем этапе своего развития.

От удобства чиновников к общественному контролю

На первом этапе чиновники стремились сделать удобно для себя, просто переводили бумажные процессы в электронную форму. Это называлось автоматизацией деятельности органов власти и продолжалось примерно до 2005–2006 годов.

Второй этап начался после того, когда стало ясно, что для граждан доступ к государственным услугам не упростился, лучше стало только чиновникам. И начался переход от императивного (властного) государства к сервисному (обслуживающему), в котором власть должна оказывать услуги населению. На этом этапе были приняты два закона, которые заложили правовую базу открытости власти и оказания госуслуг гражданам. Это ФЗ № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 2009 года и ФЗ № 210 «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» от 2010 года.

Сейчас электронное государство находится на третьем этапе своего развития, когда власть должна создать условия для вовлечения в электронное государство населения. В своем послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года Владимир Путин заявил, что современной России необходима широкая общественная дискуссия, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение. А как граждане могут контролировать исполнение своих инициатив? Они же не пойдут для этого в здания администраций регионов, городов и районов. Значит, необходимы окна доступа к информации, а также средства и методы для осуществления полноценного контроля.

Для правового обеспечения общественного контроля был подготовлен проект федерального закона «Об основах общественного контроля», который сейчас находится на рассмотрении в Общественной палате и в этом году должен быть принят. И тут велика роль СМИ, которые должны популяризировать все сервисы электронного государства.

Две составляющие

Электронное государство состоит из электронных регионов и муниципалитетов. Электронная власть включает в себя электронное правительство (исполнительная власть), электронный парламент (законодательная власть и избирательные комиссии), электронное правосудие (судебная власть). Все это вместе дает основы для создания электронной демократии, при которой власть будет прозрачной и открытой.

Оценить действия власти можно по следующим критериям: оперативность (время ожидания услуги и информации), открытость (полная информация о деятельности власти), подотчетность (система общественного контроля) и результативность (отношение затрат к полученному результату).

Вторая составляющая электронного государства – электронный гражданин и электронный бизнес, то есть взаимодействие государства с гражданами и бизнесом в цифровом пространстве. Это создание условий для участия граждан и бизнеса в принятии решений, их равенства и всеобщая включенность в электронное государство. По сути, это ликвидация цифрового неравенства, когда в городах почти все имеют доступ к высокоскоростному Интернету, что позволяет им получать госуслуги электронного государства, а жители маленьких отдаленных поселков такой возможности не имеют.

Из аутсайдеров — в группу лидеров

До 2012 года включительно Томская область существенно отставала по созданию элементов электронного государства от других регионов, в нашем регионе вообще отсутствовала концепция развития информационного общества. Решив ликвидировать 12-летнее отставание в этой сфере, губернатор Сергей Жвачкин принял решение создать департамент развития информационного общества и пригласил координировать эту работу выпускницу ТИАСУРа (ныне ТУСУР) Наталью Маслову, которая полтора десятка лет руководила развитием информатизации Ханты-Мансийского автономного округа. И это решение быстро себя оправдало: по итогам работы над ошибками Томская область по результатам 2013–2014 годов заняла 12-е место в стране. Например, Федеральный закон № 112 от 7 июня 2013 года дал указания, как формировать и размещать открытые данные. Все регионы должны были разместить открытые данные до 15 июля 2013 года. Томская область, в отличие от подавляющего большинства других регионов, сделала это в срок.

В начале 2013 года только 0,07% жителей Томской области пользовались услугами электронного государства, по этому показателю регион занимал 79-е место в стране. Но уже в середине 2013 года данный показатель увеличился до 3,9%, и Томская область поднялась на 24-е место. На сегодняшний день услугами электронных сервисов пользуются 6,8% населения области, это 26-е место по стране. Наибольшей популярностью у граждан пользуются услуги Росреестра, оплата штрафов ГИБДД, налоговая задолженность и оплата налогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − 3 =