В ТПУ продолжается масштабная реформа

Статей на сайте: 123

Четыре месяца назад в ТПУ стартовала масштабная реформа образовательной модели. Она предполагает ряд перемен: объединение кафедр в отделения, появление исследовательских и инженерных школ, постепенное изменение системы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов. На сегодняшний день проделана колоссальная работа. Внесены необходимые изменения во внутренние правовые документы, принят план организационно-штатных мероприятий, проводится конкурсный отбор на должность руководителей новых отделений и научных центров, разрабатывается проект дифференцированного эффективного контракта. Если резюмировать: полет проходит нормально.

Решение о реструктуризации вуза ученый совет принял при одном «против» и трех воздержавшихся. Необходимость таких кардинальных перемен, убежден ректор ТПУ Петр Чубик, диктует сама жизнь.

– Мир так стремительно меняется и развивается, что мы должны выпускать специалистов даже не сегодняшнего – будущего, – поясняет Петр Чубик. – Меня часто спрашивают в связи с реструктуризацией, какие у нас ориентиры. На что я отвечаю: главный ориентир – стратегия научно-технологического развития страны. Она предполагает рост требований к квалификации исследователей, международную конкурентную борьбу за талантливых высококвалифицированных работников, привлечение в науку инженерного и технологического предпринимательства. Наша реформа этому способствует.

Специалисты завтрашнего дня

Среди наиболее значимых событий последних месяцев – защита в Екатеринбурге программы повышения конкурентоспособности ТПУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров (дорожной карты) на 2018–2020 годы. В ее основе – преобразования в рамках реструктуризации вуза.

Приоритеты дорожной карты связаны прежде всего с повышением качества подготовки инженерных кадров. Вуз ставит задачу подготовить инженеров будущего, способных максимально быстро и грамотно ориентироваться в больших объемах информации и готовых к использованию новых и разработке еще не существующих технологий. Для реализации новых подходов формируется новая структура университета. Еще осенью вместо научно-образовательных институтов появились шесть инженерных школ, школа базовой инженерной подготовки, школа инженерного предпринимательства и две исследовательские школы. У каждой из них свои целевые функции, общеобразовательные программы, показатели результативности, интеллектуальные продукты и источники дополнительного финансирования.

С 1 января 2018 года в ТПУ перестали существовать кафедры как структурные подразделения вуза. На их базе создано 18 отделений и три научно-образовательных центра. Год начался с приема документов от желающих их возглавить, который завершился 30 января.

По итогам защиты дорожной карты ТПУ оказался на восьмой позиции. В группе лидеров – первые семь вузов.

– Итоговая оценка складывалась из трех позиций, – рассказывает Петр Чубик. – Первая – рейтинги. Здесь мы заняли шестое место, опередив три вуза из команды лидеров. Вторая позиция – количественные показатели, прописанные правительством для участников проекта «5–100». Здесь мы на пятом месте. А вот оценка совета подкачала – 11-е место из 21. Дело в том, что среди членов совета было много иностранцев. Их наши преобразования не очень впечатлили. За рубежом такая структура – дело привычное. В принципе, итоговая восьмая позиция не самая плохая. Но мы, разумеется, стремимся к большему.

Онлайн-лекция в перспективе

В рамках преобразований в исследовательских школах будет реализован новый формат аспирантской подготовки – интегрированные магистерско-аспирантские программы. Он предполагает начало работы над кандидатской диссертацией в исследовательской магистратуре, обязательное участие обучающихся в исследовательских проектах в составе международных научных групп. Это является практически гарантией защиты диссертации в сроки аспирантской подготовки.

Среди задач на 2018 год – переход с нового учебного года на дифференцированную учебную нагрузку и дифференцированную систему эффективного контракта, усиление кооперации с научными и производственными организациями.

С трудом, но продвигается переход на онлайн-образование.

– Я этого добиваюсь давно. Считаю, что 20% лекционной нагрузки у студентов-очников можно и нужно перевести в онлайн, – подчеркнул ректор. – С развитием современных технологий не обязательно каждую лекцию читать очно.

В целом Петр Савельевич отмечает: принципиальных сомнений в правильности реформы за эти четыре месяца не возникло.

– Большая часть команды понимает: перемены необходимы. Конечно, по-прежнему есть недовольные реформой. Но никаких конструктивных замечаний и предложений они так и не вынесли, – говорит ректор. – А вот студенты к происходящим переменам относятся спокойно. Возможно, потому что мы смогли им внятно объяснить – реформа проводится в первую очередь для них. Одна из главных целей трансформации в нашем вузе – повышение качества инженерного образования, подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, которым предстоит определять развитие науки, техники и технологий в условиях экономики нового технологического уклада.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

23 − = 16