Валерий Козловский: Я в жизни умею все, кроме двух вещей

инженер

Когда Ярославский шинный завод лишился одного из лучших своих специалистов, театральный мир приобрел талантливого актера. Спустя три десятилетия он выйдет на сцену томской драмы в семейной комедии «Свободная пара». По иронии судьбы в свой первый бенефис актер исполнит роль инженера. 17 октября у заслуженного артиста России Валерия Козловского еще одна творческая дата. В праздничный вечер бенефициант сыграет Фамусова в грибоедовском «Горе от ума». Исполнить роль мирового репертуара в свой главный актерский праздник – поступок не менее отчаянный, чем тот фортель, который он выбросил однажды на удивление коллегам и друзьям…

Зло как эксперимент

– Стать разведчиком я бы никогда не смог. Знаете, как в фильмах показывают: придумал человек себе легенду, надел маску и живет в ней долгие годы. Да что там разведчик! Я даже крутого босса, приходя в ЖЭК, чтобы разобраться со скандальной ситуацией, разыграть не могу. Потому что для меня театр и жизнь существуют параллельно. Тащить не доигранные на сцене ситуации домой – это не про меня, – признается Валерий Козловский.

Зато абсолютно про него – умение собраться в кризисной ситуации и выдать максимальный результат. То, что он находится в отличной творческой форме, Валерий Иванович в очередной раз доказал прошлой осенью. Тогда томский театр ждали в Нижнем Новгороде на престижный фестиваль со спектаклем «Старик». Но незадолго до отъезда заболел исполнитель главной роли. Пришлось делать срочный ввод. Репетировали, что называется, на ходу. Показ на фестивале стал для Валерия Ивановича дебютом – сыграть спектакль целиком в Томске не удалось. Уже после актер признался: он любит, когда жизнь берет его «на слабо». Знает, что будет нервничать, сомневаться, не спать ночами, но потом скажет себе: «Я это сделал!»

Не меньший азарт просыпается, когда доводится сыграть неоднозначного персонажа. Валерий Иванович признается: для него верный манок в роли – пограничное состояние, в котором находится герой.

– Ситуация нравственного выбора, когда от решения человека зависит то, по какую сторону зла он окажется, всегда будоражит, – рассказывает бенефициант. – Почему я, например, всегда мечтал сыграть не Гамлета (пары этюдов в театральном училище мне вполне хватило), а Ричарда III? Он же экспериментатор, исследователь жизни! Каждым своим поступком провоцирует окружающих, изучает, насколько хватит человеческого терпения, прежде чем он ответит злом на зло. Подозреваю, что Ричард и умирает с некоторой радостью: эксперимент окончен, он узнал эту границу. Подобные духовные проблемы, кстати, решали мои герои Юрий Звонарев в «…Sorry», Артем в спектакле «Тот этот свет», Неизвестный в драме «Дорога в Дамаск».

Сегодня в послужном списке артиста Козловского около ста ролей. И все 35 лет единственным мерилом того, удался ли образ, для Валерия Ивановича было чувство внутреннего удовлетворения от проделанной работы или его отсутствие.

– Лицедей может обмануть кого угодно, кроме себя самого. Если после премьеры ты испытываешь неловкость, есть ощущение камня на душе, значит, роль не доработана. Важно получать удовольствие от того, чем ты занимаешься. Я потому и жизнь свою когда-то повернул на 180 градусов, повергнув в шок всех вокруг…

Стихи «на обед»

Высокооплачиваемая руководящая должность. Блестящая кандидатская диссертация, защита которой должна была случиться в ближайшие месяцы. Карьерный рост. Чего еще мог желать ярославский парень, красавец и интеллектуал?

– Между прочим, я был в группе разработчиков, которая первой в стране начала выпуск шин для «Жигулей», – вспоминает Валерий Иванович. – Работу свою я знал. И выполнял на совесть. Вот только на завод ходил, что называется, отбывать номер.

Давнюю мечту о лицедействе растревожил друг, который заманил Козловского на вступительные экзамены в театральный институт: послушать, как абитура стихи читает. О подмостках Валерий Иванович мечтал с юности. Но мама отговорила: мужчине нужна более основательная профессия. Через полчаса после начала экзамена инженер не выдержал: «А давайте я тоже что-нибудь прочту!» И получил приглашение на второй тур. На прослушивания ездил тайно, в обеденный перерыв. Потому известие о том, что он меняет стабильную, обеспеченную жизнь на неизвестность, прозвучало как гром среди ясного неба даже для близких родственников.

Ничто в судьбе человека не проходит бесследно. Позже инженерный опыт здорово пригодился в работе над ролями. Умение абстрагироваться, бесстрастно анализировать ситуацию и вникать в суть проблемы помогает создавать подробные, выразительные образы.

«Я не фанатик!»

На вопрос, есть ли что-то, чему он так и не научился в профессии, Валерий Иванович заверяет: легче будет перечислить, чему научился.

– Вот в жизни я, кажется, умею все, кроме двух вещей: рисовать и играть на пианино. Например, когда мой автомобиль заглох однажды на трассе, разобрал весь двигатель до винтика, хотя мало что соображаю в автомеханике. А когда в гараже рухнула стена, купил кирпичи и в одиночку выложил ее заново. Забавно тогда было наблюдать за мужиками по гаражу: они-то думали, что если я артист, то умею только по сцене ходить… Что ни говори, но в актерском ремесле, в отличие от жизни, совершенства достичь невозможно.

Несмотря на любовь к своему делу, Валерий Иванович заявляет:

– Я не фанатик театра. И разговоры о беззаветном служении подмосткам не приемлю. Театр для меня работа. Пусть и любимая, но работа. Нет, конечно, фанатики очень хорошо делают свое дело. Но только пока не дойдут до определенного предела. Потом они либо безвозвратно сгорают, либо переходят дозволенную грань. А в актерском ремесле очень важно чувство меры. Ну и потом, жить исключительно искусством чревато. В жизни есть множество интересных вещей, пройти мимо которых было бы обидно.

Сам Козловский, например, известен в театральных кругах как отменный преферансист со стажем. Игру, в которой в отличие от покера, не схитришь и не сделаешь ставку на эмоции, любит за сложность и необходимость напрягать мозги, чтобы тщательно продумать будущие ходы. Раньше, вспоминает Валерий Иванович, они с коллегами играли в преферанс между репетициями, на два стола. Сегодня его партнером стал компьютер. «Только он плохо играет, совершенно не умеет простраивать комбинации», – сетует актер.

Какая такая любовь?

Еще одна равнозначная страсть Валерия Козловского – хорошая литература. Когда будущий артист учился в пятом классе, соседка подарила ему томик «Евгения Онегина». Возможно, из той искры и разгорелось пламя любви к искусству. Во всяком случае роман в стихах так поразил мальчика, что он выучил его наизусть. Позже с Пушкиным будет связан еще один яркий эпизод в судьбе Валерия Ивановича. Влюбленные в творчество Александра Сергеевича, и в частности в его повесть «Метель», они с супругой, заслуженной артисткой России Еленой Козловской, обвенчаются в маленькой сельской церквушке. Их актерский и семейный союз длится уже 34 года. А те, кто знаком с ними, заверяют: Козловские – одна из самых романтичных и гармоничных пар томской драмы. На вопрос любопытных о том, как могут три десятилетия жить бок о бок две яркие творческие индивидуальности, Валерий Иванович пожимает плечами:

– Наверное, все дело в том, что нам никогда не скучно вместе. Помните, как в известном стихо­творении «С любимыми не расставайтесь, всей кровью прорастайте в них»? Вот у нас произошло такое прорастание, мы стали единым целым. И потом, любовь, если она есть изначально, со временем никуда не уходит, а перерастает в более глубокое чувство: появляются трепетность, уважение, желание оберегать друг друга. Очень хорошо об этом сказала героиня фильма «Любовь и голуби»: «Какая такая любовь? Я без него дышать не могу».

В день бенефиса, посвященного его 65-летию, Валерий Козловский без суеверного страха признался, что он счастливый человек.

– Я живу в согласии с собой. У меня не болит совесть. Я люблю актерское ремесло и честно делаю свое дело. Насколько хорошо получается – судить не мне, но на сцену я всегда выхожу с большим удовольствием. Так что мне в этом мире хорошо.

Тевье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + три =