«Вам пишет с фронта Александра Постольская…»

Виктор Нилов

В нынешнем августе, начиная акцию Томского союза журналистов и газеты «Томские новости» к 70-летию Победы, мы писали о подвиге томской студентки Александ­ры Постольской на Смоленской земле. Сегодня — новый рассказ об этой удивительной томичке.

Напомним, что в действующей армии ефрейтор Постольская воевала с августа 1942 года радистом в отдельных полках связи, была дважды ранена. 24 июля 1943-го приказом по армии ей присваивается звание младшего лейтенанта. В следующем месяце 88-я стрелковая дивизия Саши Постольской в составе 31-й армии участвует в смоленской наступательной операции под названием «Суворов». В ночь на 9 августа батальон Постольской под деревней Рыбки Сафоновского района оказывается в окружении. Александра вместе с опекаемыми ею разведчиками выискивает слабое место в боевых порядках врага и с криком «Бей гадов!» бесстрашно ведет свою группу в атаку, в результате чего батальон счастливо выходит к своим.

16 августа Шура Постольская совершает свой второй за неделю подвиг. Он представлен в общедоступном электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной вой­не 1941–1945 гг.» (запись в базе данных за номером 19180260): «В районе высоты 207,4 около деревни Рыбки Сафоновского района Смоленской области в момент, когда немцы пошли в контратаку, Постольская А.С. организовала бойцов 8-й стр. роты для ее отражения. Командир роты в этот момент был выведен из строя. Воодушевленные примером Постольской бойцы ворвались в траншею. Противник не ожидал стремительного удара, обратился в бегство».

Добавим к этому, что из корреспонденции во фронтовой газете (полевая почта 36436-с) старшего лейтенанта И. Куприянова следует, что бойцы, которых организовала для отражения вражеской атаки А.С. Постольская, только что покинули поле боя без приказа. И на возникшую ситуацию недалеко от передовой мы смотрим теперь совсем другими глазами.

Шура Постольская, 21-летняя девушка невысокого роста в больших армейских сапогах с автоматом в руках, перехватывает группу покинувших боевую позицию красноармейцев. Беглецы оставили на поле боя тяжело раненого командира и, скорее всего, обрекают батальон на гибель (свидетельства смертельной опасности имеются). Кем они сейчас, беглецы, являются и куда бегут? Согласно жестокому, но действующему приказу наркома обороны № 227 («Ни шагу назад!») покинувшие без приказа поле боя направляются прямиком в штрафную роту. Будь здесь заградотряд, он, согласно приказу, мог расстрелять дезертиров на месте. Комсорг Постольская называет беглецов теми словами, каких они заслуживают, в том числе отступниками, и приказывает идти за ней в атаку. Бойцы подчиняются комсоргу батальона, ставшему командиром. По пути на позицию Постольская подключает к атаке вторую группу отступников. У них нет винтовок, они бронебойщики (по некоторым данным, в немецкой атаке участвовали танки). Судя по всему, гитлеровцы успели занять оставленную красноармейцами траншею и расслабились. «Противник не ожидал стремительного удара, обратился в бегство, оставив на поле боя до 30 трупов своих солдат. Ротой взяты трофеи: ручных пулеметов – 9, гранатометов – 2, винтовок – 9. В этом бою погибла смертью храбрых тов. Постольская А.С.».

Как видим, в представлении на посмертное награждение орденом не указано, что А. Постольская вернула на поле боя бойцов, покинувших его без приказа. Подвиг Шуры таким образом невольно умаляется, но зато наградное представление не подставляет беглецов и командование части под серьезнейшие разборки в особом отделе за нарушение приказа «Ни шагу назад!». Отметим также: А. Постольская не только в течение недели дважды спасла свой батальон от гибели, но и избавила его от разборок и позора из-за бегства бойцов.

В публикациях о Шуре Постольской не редкость встретить неверное упоминание о награждении ее орденами Отечественной войны обеих степеней. Заблуждение вполне объяснимо. Потому что, согласно статуту ордена Оте­чественной войны, Постольская была достойна награждения орденом I степени уже за ее первый подвиг 9 августа. 16 августа Александра совершила свой второй подвиг. Трудно сказать, на какую степень ордена было сделано наградное представление, весьма возможно, что на первую. Но полностью подвиг не обрисовывается, а степень ордена определяется Указом Президиума Верховного Совета СССР, и он называет вторую. Обо всем этом можно было не говорить, но, чтобы понимать подлинное величие подвига, нужно знать всю правду о нем.

Наряду с единственной военной наградой у А. Постольской была и трудовая. В конце 1941 года Александра была награждена Почетной грамотой Томского горисполкома как ударница на спецпроизводстве индустриального (политехнического) института по изготовлению мин. Она выполняла норму на 200–400%.

Вместе с сотнями томских девушек Шуру призвали в Красную армию в апреле 1942-го. В ее родном институте знали, как она воюет. И знали не только в институте. Оказывается, 8 марта 1943-го газета «Красное знамя» поместила корреспонденцию «Томички на фронте», среди которых называлась студентка индустриального института А.С. Постольская: «Отлично выполняя задания командования, она завоевала высокий авторитет среди бойцов и командиров». Значит, Александра Постольская несколько военных лет служила томичам трудовым и боевым примером. И, как мы рассказывали в августовской публикации, ее почитали в Томске  в 1960–1980-х годах, о ней и ее письмах пишут сочинения студенты и школьники всей страны. В суетном времени что-то иногда забывается, но память о героях народ, пока он таким является, должен хранить. Поэтому считаем нужным снова рассказывать о Шуре Постольской, ее проникновенных письмах и подвиге.

Нежные, чистосердечные Шурины весточки с фронта полны любви к близким и Отечеству, готовности самоотверженно защищать Родину.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 20 =