Вешенка бизнес-класса

Томичи распробовали вкус незнакомого гриба

Маска, халат, бахилы – на грибной ферме строго, как в больнице. Чистота – залог урожая, убеждены совладельцы предприятия по производству вешенки Артур Иванов и Артем Мишин. Это хозяйство выращивает до 4,5 тонны гриба в месяц. Бизнесмены обеспечивают вешенкой не только Томск, поставляя продукцию в торговые сети и общепит, но и отправляют гриб в соседние города.

Вкус вешенки жителям Томской области еще пару лет назад был малознаком – в наших лесах этот гриб очень трудно найти, а в магазинах продавались в основном шампиньоны. В пользу вешенки, по словам предпринимателей, сыграли два фактора: финансовый (производство шампиньонов обходится гораздо дороже) и свободный рынок. К тому же вешенка быстро растет – у гриба короткий цикл развития: от мицелия до плодоношения в среднем проходит 30 дней.

Предприятие полного цикла

Грибную ферму в окрестностях поселка Светлого компаньоны строили с нуля. В необходимости этого они убедились, побывав у новосибирских коллег, которые занимаются этим бизнесом уже пять лет.

– Мы поняли, что вариант с арендой нам не подходит. Производство вешенки специфическое, нужно иметь несколько помещений, расположенных определенным образом, поэтому начали с фундамента, – рассказывает Артур Иванов, обеспечивая корреспондентов «ТН» одноразовой медицинской одеждой.

Так на земельном участке в 15 соток появилось здание фермы и необходимая инфраструктура – скважина и котельная. Пока она работает на угле, в ближайших планах – перейти на газ, благо он рядом, буквально в 50 метрах.

– Мы построили объекты в июне 2020 года, затем начался монтаж оборудования. Его заказывали заранее по всей России. Это и климатическая установка, и система очистки воды, и система увлажнения помещений, и многое другое, – говорит Артур Иванов, подчеркивая, что их совместное предприятие – это предприятие полного цикла, начиная от заполнения плодоносящих емкостей до фасовки готового продукта и доставки.

Доля риска при организации этого бизнеса была. Но понимаем, что люди все меньше и меньше ходят в лес за грибами. Кто-то боится клещей, кому-то некогда, кто-то не хочет заморачиваться, кто-то не разбирается в грибах, а зимой они вообще не растут! А в магазинах купить свежий продукт можно всегда, и он не будет проигрывать по вкусовым качествам другим грибам. С белым грибом вешенку мы сравнивать не будем. Здесь конкуренция неуместна, да и ценовые категории продукции разные.

Артем Мишин, предприниматель

И зимой, и летом

Первый урожай начинающие грибоводы вырастили в конце сентября прошлого года, провели работу над ошибками и запустили грибной конвейер.

– Мы не единственные производители вешенки в регионе, есть мелкие хозяйства. Но мы единственные, кто рискнул и сделал это на серьезном уровне. Фишка в том, что мы обеспечиваем стабильность получения продукта. Наш основной потребитель – торговые сети, и для них важно, чтобы товар на прилавках был всегда. Вариант «сегодня есть, завтра нет» никого не устраивает, – отмечает идейный вдохновитель бизнес-проекта Артем Мишин, показывая нам грибные владения.

Площадь фермы составляет чуть более 400 «квадратов», включая изолированную зону для обработки субстрата. Непосредственно в здании находятся производственные помещения, душевая для работников, санузел и рабочий кабинет руководителей.

– Вешенка любит чистоту и не приемлет химии, поэтому у нас экологически чистое производство, – обращают внимание соратники по бизнесу.

Выращивание гриба начинается с приготовления сырья, в нашем случае – лузги подсолнечника. Термообработка субстрата – обязательный технологический процесс. Томские предприниматели проводят обработку методом гидротермии. При этом способе требуется очень много горячей воды. Вот для чего построены собственные скважина и котельная. Пропарка убивает сразу двух зайцев: балансирует микрофлору и способствует повышению влажности сырья. А это очень важно для будущего урожая. В месяц предприятие расходует восемь тонн лузги, ежедневная потребность порядка 300 килограммов. Лузгу на ферме применяют однократно, для второго раза она уже не годится – питательных веществ в ней остается минимум.

– После обеззараживания субстрата в него добавляется мицелий, все это создает условия для развития в грибном блоке колоний вешенки, – популярно объясняет Артем Мишин, останавливаясь перед дверью с прозрачным стеклом.

Вход туда категорически запрещен. Это и есть зона посева мицелия, самая чистая зона на ферме. Для обработки помещения используются специальные антисептики, бактерицидные лампы, а также установлен вентилятор подпора, который создает избыточное давление.

За этой дверью каждый день с двух до пяти вечера сотрудники предприятия заняты ответственной работой – смешивают лузгу с мицелием и загружают в плотные стандартные мешки из полиэтилена низкого давления. В каждый – по 10 килограммов. Ежедневно они затаривают до 96 блоков. И пока не закончат, не выйдут оттуда.

– Парни уже набили руку, знают, какой плотности должен быть мешок. Это тоже важный момент для нормального развития грибницы, – поясняют компаньоны.

1,5 тонны вешенки томичи съедают за месяц, из них в торговые сети уходит 900 килограммов, а в кафе и столовые до 500.

Висит груша – нельзя скушать

Подготовленные блоки, очень похожие на боксерскую грушу, попадают в камеру инкубации. На следующий день в каждом блоке пробиваются восемь круглых отверстий – из них в дальнейшем и прорастают грибы.

– Как это делается? Это специально придуманная, но пока не запатентованная технология, – шутит Артем. – Мы используем насадку для проделывания отверстий в дереве, у каждого грибовода свои приспособления.

Здесь блоки будут находиться 15 дней. В это время мицелий начинает прорастать и занимать объем мешка. Температура при зарастании блоков, а их тут 800, может доходить до плюс 32 градусов Цельсия. В помещении довольно трудно дышать из-за интенсивно выделяющегося углекислого газа. Без тщательного присмотра такое беспокойное хозяйство не оставишь.

– Мы контролируем температуру, влажность, уровень углекислого газа в камере и внутри блоков, – добавляет Артур Иванов.

– А это наш лес! – отпустил очередную шутку Артем Мишин, распахивая дверь в соседнее помещение – камеру роста.

А там в три яруса снизу доверху тянутся грибные грозди на площади 120 квадратных метров. Но не каждая отправится в корзину. Сбор вешенки начинается только тогда, когда шляпка достигает пяти сантиметров в диаметре.

– Мы ориентируемся на требования, которые предъявляют магазины. Человек в первую очередь покупает глазами, продукт должен быть привлекательным и аппетитным. Органолептика гриба не ухудшается оттого, что он становится больше, – считают бизнесмены.

После фасовки упаковки складируются в холодильное помещение. На днях будет отгрузка.

Партнеры рассчитывают, что предприятие окупится за пару лет.

– Дома вешенку готовите?

Ответили не раздумывая:

– Постоянно. Все зависит от наличия времени и желания. Самый простой вариант – обжарить лук на сковороде и закинуть туда порезанные грибы. Пять минут – и еда готова. Вешенка идет и в первые, и во вторые блюда. Гриб на самом деле универсальный и очень вкусный.

Автор: Светлана Захарова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 3 =