Для томичей Виталий Гасаев – свой человек. Участник легендарной томской команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта». Обладатель роскошного голоса. Благодаря ему команда была, по всеобщему признанию, одной из самых поющих в Клубе веселых и находчивых.

Сольные концерты Виталия Гасаева – не менее яркая история. Недавно «сын лейтенанта Шмидта» выступил в Томске. Размышления артиста о жизни в творчестве и творчестве в жизни – в интервью «ТН».

Вот это патриотизм!

– Виталий, вы сегодня как себя определяете? Актер, музыкант, кавээнщик, которые бывшими не бывают…

– Все это можно объединить одним словом – артист. Все мы начинали как артисты студенческого театра. Потом перешли в профессиональный коллектив. В КВН играли для того, чтобы расширить свою зрительскую аудиторию. Но еще ценнее популярности для меня – чувство братства и локтя, которое давала команда. Это мощное ощущение, когда ты знаешь наверняка: если у тебя возникнут проблемы в жизни, есть люди, которые подставят плечо. И эти же люди абсолютно искренне порадуются твоим победам.

– «Дети лейтенанта Шмидта» объединили участников из Томска и Барнаула. При этом команда всегда звучала исключительно как томская. Момент ревности по такому поводу не возникал?

– Никогда. В начале пути в нас, наверное, никто не верил так, как верили томичи. Меня всегда подкупал томский патриотизм. Приведу забавный, но показательный пример. У нас в Барнауле тоже есть проспект Ленина, и мы совершенно спокойно называем его Ленинским проспектом. Однажды попросил томского таксиста высадить меня у гостиницы, которая на Ленинском проспекте. Так он меня тут же поправил: «Проспект Ленина эта улица называется!». Вот такое у томичей трепетное отношение к своему, родному (улыбается).

– Как вы относитесь к растиражированной фразе о том, что «КВН уже не тот»?

– Он всегда будет не тот. Потому что все течет и все меняется. Александр Масляков всегда подчеркивал: как бы ни была хороша и популярна команда, в какой-то момент она должна, как тот птенец, вылететь из гнезда. КВН – игра молодых. В том числе из-за этой сменяемости и постоянного обновления он всегда будет не тот, что прежде.

Плавали, знаем

– Желания осесть в Москве после завершения игры не возникало?

– Была попытка. В итоге из всего состава «Детей…» получились только два москвича – Слава Гуливицкий и Дима Бакин. Есть те, кто приезжает в столицу и чувствует себя как рыба в воде. Мне было некомфортно. Я год снимал квартиру в Москве, а прожил в ней от силы месяцев шесть. После «Секрета успеха» меня стали приглашать с выступлениями туда, где знали и любили нашу команду. Так и колесил по маршруту Томск – Барнаул – Новосибирск – Омск. Приеду на гастроли в Сибирь, и так мне здесь хорошо! Никуда уезжать не хочется. И корни к тому времени пустил в Барнауле. Здесь семья, сын, близкие, друзья.

– Когда вы отправлялись в автономное плавание, тот факт, что вы «сын лейтенанта Шмидта», становился кредитом доверия со стороны публики? Или, наоборот, по умолчанию задавал повышенные к вам требования?

– Выступать как солист я начал еще во времена моей работы в театре-студии «Калейдоскоп». Тогда же пел в рок-группе «Веселый Роджер».

Александр Полетаев, руководитель театра, говорил: не правильно тебе с твоим голосом заниматься одними только перепевками. И разрешил мне, когда появился такой вариант, играть Иуду в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда». Но в профессиональном музыкальном театре я не остался. Быстро понял: не мое. Я думал, у нас в «Калейдоскопе» интриги. А мы, как оказалось, дети по сравнению с профессиональной театральной средой.

Что касается автономного плавания после КВН… Конечно, был кредит доверия. Команду действительно очень любили. Как сейчас помню сцену возле ЦУМа, когда проходящая мимо бабушка схватила меня за руку: «Я за вас радовалась так, как радовалась маленькая, когда мы в войну победили!» Или как при моем появлении в магазине продавщица закричала: «Миша, иди сюда! Это же тот мальчик, который так красиво поет про то, как отвратительно жить в России».

Любовь как к «сыну лейтенанта Шмидта» грела меня и после завершения игры. Но я старался никогда не прятаться за имя команды. Мне кажется, так правильнее и честнее.

Не надо бегать по вагону!

– Как-то в интервью на тему вашей сольной деятельности вы признались, что не любите слово «карьера». Почему так?

– На всю жизнь запомнил, как учительница литературы во время разбора какого-то произведения Лермонтова на уроке сказала: «А этот герой – карьерист!» Для меня карьерист – человек, которому плевать на всё и на всех, только бы добиться успеха любыми путями. Я такого оголтелого движения к цели по головам никогда не понимал. Опять же отпечаталась в сознании мамина постоянная присказка: «Не жили богато – нечего начинать». Она говорила не про наивность по жизни – про отсутствие жадности до денег.

Люди, которые ставят всё на карьеру, чаще всего остаются ни с чем. Особенно мне жалко в таких ситуациях женщин. Все-таки женщине больше идет быть не локомотивом, а семейным очагом.

Прожив на этом свете какое-то время, начинаешь понимать: наверное, там, наверху, всё за нас давно продумано и решено. Можно сколько угодно ломать копья – все будет так, как будет. Как пел один мой друг-рокер: «Хрен ли бегать по вагону, все равно быстрей не будет».

– Где ваша любимая публика?

– В Томске сегодня она была замечательная. И это не лесть. Разная аудитория бывает. Иногда очень тяжелая. Когда ты еще только две-три песни исполнил, а уже измочален как после полуторачасового концерта. Но это, скорее, исключение из правил. Чаще всего публика относится к артисту ровно так, как он сам к ней относится.

Если вы думаете, что в Москве и Петербурге в зрительных залах обычно сидят коренные жители этих городов, вы заблуждаетесь. Обычно на концерты приходят люди из регионов, которые перебрались в столицы. На моих концертах много тех, кто ходил в свое время на выступления «Детей лейтенанта Шмидта». Кто бы ни был в зале, моя задача – сделать так, чтобы любой человек, даже если у него изначально негативный настрой, с концерта возвращался с хорошим сердцем, состоянием, мыслями.

– Как обычно рождаются песни?

– Всегда непредсказуемый процесс. Вот песня «Сибирский характер», например. После концерта в Новосибирске ко мне подошли: «Виталь, попали на твой концерт совершенно случайно – друзья пригласили. Нам все так понравилось. Можешь песню под заказ написать? Мы снимаем документальный фильм к юбилею четырехкратного олимпийского чемпиона по биатлону Александра Тихонова». – «Да я в биатлоне ничего не понимаю». Они: «Он – сибиряк, и ты – сибиряк. Пиши про сибирский характер».

Вернулся в Москву, помучился несколько дней – ничего не получается! Решил отказываться от заказа. Еду по эскалатору (как сейчас помню, станция метро «Новослободская»), и вдруг откуда-то приходят слова: «Чем крепче морозы, тем души теплей. Тем больше открытых и чистых людей. Здесь дружба мужская намного теплей…» А дальше – затыка! Записал в тетрадку, прочел хозяйке, у которой снимал квартиру. Утром открываю страницу, а там ее рукой дописана недостающая строка «… и чувства надежней, и сердце верней». Мне так понравилось! Оставил. От предложения указать ее в соавторах, правда, девушка отказалась.

Те заказчики в итоге пропали, не перезвонили мне. А песня вошла в мой репертуар. И до сих пор меня кормит.

Легко. И со вкусом

– Вы родились 31 декабря в 23.40. Как вам кажется, повлияла эта магия цифр на вашу жизнь?

– Только в том смысле, что я всегда знаю, кто меня по-настоящему любит (улыбается). Как все «счастливчики», умудрившиеся родиться в общенародный праздник, получаю один подарок по двум поводам оптом. Но те, кому я особенно дорог, дарят все же два презента (смеется).

– А две жизни – до и после КВН? Какая из них ярче?

– Жизнь по определению яркая, интересная и насыщенная. Независимо от того, есть в ней КВН или нет. И вообще жизнь – удивительная штука. Иногда кажется, всё у тебя уже случилось, дальше ждать нечего. Ан нет!

В этом году мы с ребятами основали театр эстрады «Дети лейтенанта Шмидта», первый за Уралом. Хотим присвоить ему имя Григория Малыгина. Этот театр был Гришиной большой мечтой.

Недавно мы сыграли премьерный спектакль «Вагонные споры». В нем много музыки, вокальных номеров, юмора. И небольшая философская нотка. Зрители приняли спектакль хорошо. Планируем в декабре привезти его в Томск.

– Одно дело – шутить на сцене. А в жизни удается относиться ко всему происходящему с юмором?

– Я вообще за определенную легкость по жизни. Нередко то, что мы когда-то воспринимали как конец света, со временем становится поводом для шуток. Причем в нашем же исполнении и над самими собой. Так что ко многому в жизни надо относиться проще, жить со вкусом и удовольствием. А юмор – первый в этом помощник.

 

СПРАВКА «ТН»

  • Виталий Гасаев родился в Барнауле. Во время учебы в Алтайском государственном техническом университете выступал в шоу-театре «Калейдоскоп», с 1989 года – в команде КВН АПИ, созданной на базе театра. С 1996 года – участник легендарной команды «Дети лейтенанта Шмидта».
  • Сольной музыкальной карьерой занялся в 1994 году после победы на конкурсе молодых исполнителей «Шоу-Транзит» в Новосибирске.
  • Участвовал в телевизионном конкурсе «Секрет успеха» на канале «Россия», где вышел в финал и занял второе место. В разные годы становился дипломантом международных фестивалей и конкурсов вокального мастерства.
  • Выпустил 11 сольных альбомов.

Автор: Елена Штополь
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 7 = 13