Всеядные бактерии Калюжина превращают бытовые отходы в кормовые добавки

IMG_5051

Уже несколько десятков лет рабочее утро старшего научного сотрудника НИИ биологии и биофизики ТГУ Владимира Калюжина начинается со слов: «Ну как там наши ребята? Хорошо поработали этой ночью?» Ребят этих у Владимира Анатольевича не один, не два и даже не десять – миллиарды. Это… бактерии! Все как один полезные. Потому что способны уничтожать различные виды отходов. Даже такие несокрушимые, как трудноразрушаемые пластмассы. Технологию выведения бактерий-трудяг придумал и довел до совершенства Владимир Анатольевич.

– Мир бактерий – это целая вселенная. У них все как у людей: живут очень напряженной жизнью и бесконечно борются за источник питания, то есть за место под солнцем, – улыбается Калюжин.

Эта история началась в 1986 году. Тогда группа ученых ТГУ, в числе которых был Владимир Анатольевич, озадачилась проблемой ликвидации нефтяных разливов. Обследовали десятки загрязненных мест и обнаружили удивительный факт: в одном из 50 случаев нефтяные пятна исчезали сами собой! Заинтересовались, взяли образцы и выявили бактерии, которые могут поедать нефть. Пытливый ум Владимира Калюжина на этом не успокоился: а что еще можно включить в меню микроорганизмов?

Процесс исследования кропотливый, но результат того стоит.

– Мы помещаем разные виды бактерий на органическое вещество и задаем специальные условия. Главное, чтобы опытный образец был чистым и у микроорганизмов не нашлось другого «провианта», – описывает принцип проведения исследований Калюжин. – Те бактерии, которые начинают потреблять нужное нам вещество и накапливать биомассу, становятся главными претендентами для дальнейшей работы.

Каждой группе веществ – свои микроорганизмы, способные с ними справиться. В ходе экспериментов выяснилось, что черные, золотистые, коричневые, красные, белые красавицы – цветовая гамма разных бактерий богаче радуги будет – могут кушать органическое стекло, разные виды пластмасс, тяжелые металлы (сульфат меди, стронций, цинк) и даже токсические вещества (цианид натрия и фенол).

– Наша первая технология обеспечивает полное разрушение загрязняющего вещества – оно за счет биологического сгорания превращается в углекислый газ и воду. Такой подход показался мне нерациональным – энергетический потенциал вещества рассеивается без всякой пользы, – говорит Владимир Калюжин. – Поэтому мы выстроили другую цепочку. Бактерии поедают отходы, затем накопленную биомассу мы вносим в землю и запускаем туда дождевых червей. Они лакомятся микроорганизмами, и получается уже биомасса червей, которые становятся белково-витаминным продуктом – отличной кормовой добавкой для любых видов сельскохозяйственных животных. Вот и получается, что отходы становятся сырьем для биотехнологической переработки, а потом – пищевым продуктом. Весь процесс занимает несколько недель.

Томской технологией уже заинтересовался Китай, а ТГУ готовит документы на международное патентование. Всеядные бактерии Калюжина могут использоваться в нефтеперерабатывающей, химической, лакокрасочной, фармацевтической, военной промышленности и в других отраслях.

IMG_5058

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 11 =