«Вырезаешь собаку, а получается кот»: необычные скульптуры создаёт дуэт томских художников

Творческий союз «АБ» начал складываться в середине 1990-х. Тогда в фирме, которая занималась производством деревянных изделий, познакомились и подружились двое резчиков. Со временем Олегу Антуху (слева) и Сергею Бычкову надоели конвейерный труд и его результаты, а потом очень кстати попались работы американского иллюстратора Кристенсена. У него художники переняли кое-какие элементы декорирования и в 2008-м ушли в свободное плавание

Объемные деревянные панно и трогательные фигурки людей и животных, декорированные кожей и медью, рождаются в подвальчике жилого дома на ул. Новгородской. В двух комнатах без окон пахнет свежей стружкой, по стенам развешаны стамески и резаки, над верстаками свободно летают волнистые попугайчики Гога и Леди Гага. Здесь квартируют Сергей Бычков и Олег Антух, основатели творческой мастерской «АБ». Название своему союзу художники составили по первым буквам фамилий, а необычный стиль подглядели у американского иллюстратора сказок Джеймса Кристенсена.

– Копировать классика мы не стали, да и не вышло бы: когда плоский рисунок переводишь в объем, он меняется, – рассказывает Сергей Бычков, – чтобы не получилась каша в багете, часть деталей отбрасывается, а что-то, наоборот, добавляется.

Творческий вдохновитель

Выпускник Красноярского художественного училища им. Сурикова, Бычков в творческом дуэте – главный генератор идей. Сергей делится задумками с Олегом, и они вместе доводят их до ума: сначала рисуют эскиз на бумаге, а потом воплощают его в конкретном деревянном брикете. В очень редких и сложных случаях в цепочку эскиз – брикет закрадывается промежуточный этап с пластилином. При этом одна и та же заготовка, постепенно обретая очертания собаки или бывшего интеллигентного человека, переходит от мастера к мастеру как эстафетная палочка.

– Бывает, вырезаешь собаку, а получается кот, – шутит Сергей. – Почему просыпается аппетит сделать какую-то вещь, неизвестно. Можно вообще из-за пуговицы схватиться что-то мастерить, если она красивая. И только когда ты закончил работу, открываешь для себя ее смысл. Через год, впрочем, он может поменяться. Некоторые наши герои меняли свое значение раза по три-четыре.

Наверное, поэтому «АБ» сопровождают свои работы забавными текстами с объяснением, что же такое они сотворили. Художники признаются, что к этому приучили заказчики, которые покупали их работы в качестве подарков: необычных персонажей нужно было объяснять. Сначала резчики писали записки с тихой грустью, но со временем втянулись и превратили их в свою фишку.

Треугольник с широким основанием

– Если нас изображать схематично, – говорит Бычков, – то я треугольник, стоящий на вершине: легко загораюсь и быстро теряю интерес к делу, а Олег – треугольник с мощным основанием. Чтобы его сковырнуть, нужно постараться. Но если это произошло, то можно быть спокойным: он все доведет до конца.

Антух, который кроме художественного образования имеет еще и диплом технолога-экономиста, отвечает за организационную сторону дела, например за выставки. Но признается: художник – элемент плохо организующийся.

– Управленческие методы в нашем коллективе бесполезны, – объясняет Олег. – Гораздо важнее вдохновение и желание. Только если они есть, может произойти что-то интересное, вкусное.

Готовиться к собственной выставке, которая завершится в ближайшие выходные в краеведческом музее, художники начали около трех лет назад. До этого практически все панно и скульптуры продавали. Выставка получилась, можно сказать, дебютная: до этого работы «АБ» лишь однажды демонстрировались в Доме ученых. Плюс деревянные кариатиды, сделанные Антухом и Бычковым, украшают интерьер театра «Версия», правда, их авторство там никак не обозначено.

– Работа у нас трудоемкая, – замечает Олег Антух. – На каждую вещь уходит месяца полтора-два. Халтурить мы не любим, возможно, поэтому выставляемся не так уж часто. Сейчас у нас много новых идей, например, Сергей придумал делать движущиеся скульптурки. Правда, пока мы доделывали нынешнюю выставку, аппетит к этому замыслу пропал. Ждем теперь, когда он вернется…

 

Инструмент у резчика должен быть острым, как бритва. Стамески в этой мастерской разрезают волосок, едва он коснется лезвия. Поэтому при работе с ними нужна особая сноровка, осторожность и аптечка в режиме шаговой доступности. К мелким порезам и царапинам мастера прикладывают древесную стружку. Благодаря смолам ранки заживают гораздо быстрее
Однажды творцы из «АБ» решили сделать антистрессовое ухо, в которое можно жаловаться и ругаться. Когда деревянная раковина была готова, Сергей предложил декорировать ее граммофонной или слуховой трубой из меди. «Теперь ухо ждет, когда мы определимся с трубой и его доделаем», – улыбается Олег Антух

 

Главный материал в мастерской – кедр. Художники ездят выбирать древесину прямо на деляны. Чтобы превратиться в пригодное сырье, доскам предстоит доходить до кондиции два года, сушатся они естественным образом. Для мелких деталей используют бук, дуб или томленую грушу. Последнюю Бычков возил с юга, где живут его родители, в Томске ее не найдешь.

2 мысли о “«Вырезаешь собаку, а получается кот»: необычные скульптуры создаёт дуэт томских художников”

  1. Здорово! А за именем «Леонтий Усов» не их творчество) Ну очень похоже

  2. Статья «пустая». Толком не рассказали ни о чем. А эти фотографии не предают и тысячной доли красоты, которую сознают Олег Антух и Сергей Бычков!
    Была на выставке этих ребят — незабываемое зрелище!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 8 =