Выставка проектов «Лифт в будущее» завершилась в Томске на прошлой неделе

dsc06671

Первый полузамкнутый «генератор еды» из водорослей и грибов, строительные материалы из марсианского песка, автоматическая межпланетная станция. Решения для первой марсианской миссии представили школьники на выставке проектов инженерно-конструкторской школы «Лифт в будущее», которая завершилась в Томске на прошлой неделе.

Евгения Суходолина

Фото: Любовь Борисова

Школьники-инженеры

Образовательную программу «Лифт в будущее» для талантливых детей благотворительный фонд «Система» запустил шесть лет назад. В прошлом году Томский государственный университет и департамент общего образования предложили фонду провести региональную школу в Томске. В мероприятии приняли участие 85 подростков из 17 регионов России – от Севастополя до Петропавловска-Камчатского. Все прошли серьезный конкурсный отбор.

– Почему выбрана тема Марса? – задается вопросом один из организаторов школы заместитель проректора по инновационной деятельности ТГУ Ольга Бабкина. – В Томске по космической теме работает множество научных лабораторий и компаний. При разработке образовательной программы совместно с руководителями московского проекта «Лифт в будущее» мы придерживались междисциплинарного подхода. Поэтому шесть лабораторий – «IT», «Космос», «Энергетика», «Новые материалы», «Биомедицина» и «Робототехника» состыковывали свои проекты между собой. Так школьники учились комплексно видеть проблему, договариваться друг с другом и объединять несколько направлений, например электронику и IT, биотехнологии и приборостроение.

В экспертизу инженерных проектов были включены и представители бизнеса – компании Rubius, Popkov Robotics, «ЭлеСи», «КДВ Групп», «Стройтех-инновации ТДСК», АО «Томская генерация», АО «НПЦ «Полюс» и, конечно, сотрудники томских вузов, преимущественно ТГУ и ТГАСУ.

Перед организаторами возник ключевой вопрос: где найти проектных наставников. Таких людей не готовят серийно. Это большие специалисты, они должны не только знать тему, но и совмещать несколько ролей – быть грамотными менеджерами и предпринимателями, психологами и лидерами.

– Руководителей лабораторий мы отбирали в два этапа, – рассказывает Ольга Бабкина. – Сначала прошли обучение 25 человек: они познакомились с методологией школы «Лифт в будущее», разработанной московским Институтом Шифферса, научились разрабатывать образовательные программы. На следующем этапе вместе с руководителем департамента образовательных программ НП «Лифт в будущее» Еленой Клепиковой мы выбрали восемь человек для нашей смены. Наставниками школы стали преподаватели детского технопарка «Кванториум» и участники педагогического отряда летней физико-математической школы ТГУ.

dsc07277

«Орленок» за победу

Томский «Кванториум» принял участие в разработке образовательной программы для посетителей школы «Лифт в будущее», а также на своей площадке провел серию мастер-классов: ребята смогли увидеть, чем детский технопарк поможет им в реализации проектов.

– Победители региональной смены примут участие во всероссийской школе в «Орленке», – говорит Ольга Бабкина. – Нам важно, чтобы школьники знали, через какие организации дополнительного образования и инновационной инфраструктуры – бизнес-инкубаторы, детский технопарк, ЦМИТы – они могут расти дальше, как им выстроить свою траекторию развития. Им в помощь уже работают федеральные площадки для развития талантов: инженерно-конструкторская школа «Лифт в будущее» от благотворительного фонда «Система», «Рыбаков фонд», образовательный центр «Сириус» и другие.

По итогам выставки смены «Лифт в будущее» отмечены четыре проекта. Команда проекта Another home награждена дипломом победителя в номинации «Самая оригинальная идея». Ребята разработали автоматическую межпланетную станцию со спускаемыми модулями для изучения поверхности красной планеты. В номинации «Проработанность технического решения» победила команда проекта «ADT 1.0-устройство». Подростки создали портативное устройство для определения антител аденовирусной инфекции у космонавтов, что станет компактным аналогом существующих лабораторных исследований. За комплексную проработанность проекта награждена команда Green House. Лучшим в номинации «Коммерческий потенциал проекта» признан проект «Ветреные ресурсы Марса», который может быть реализован и на Земле.

Примечательно, что все проекты разработаны сборными командами из разных лабораторий.

Томский государственный университет дополнительно наградил проекты, отмеченные научными экспертами: 1-е место – «Ветреные ресурсы Марса», «Алгоритм жизни», «Автоматизация солнечных батарей», 2-е место – Green House и Future Food, 3-е место – «Защита от негативных факторов марсианской среды», «Строительные материалы». Победители получили сертификаты, за которые им будут начислены дополнительные баллы при поступлении в ТГУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − десять =