Вытащить из-под бульдозера

TNews774_14_2

Спец-проект «Тест на коррупцию». «Томские новости» пытаются проверить, как федеральная программа «Расселение ветхого и аварийного жилья» работает в нашем регионе.

Федеральная программа расселения ветхого жилья вновь оскандалилась

Четыре года мэрия Асина упорно пыталась расселить жильцов, а затем снести два дома на окраине города, которые были признаны аварийными. Дошло до того, что администрация подала в суд на обитателей этих домов, потому что те отказались покидать свои захудалые, но все же обжитые углы.

Письма несчастья

В 2011 году жительница муниципальной квартиры по ул. Первомайской, 9а, Людмила Тутынина затеяла ремонт. Женщина обратилась в мэрию и попросила прислать ей на дом бригаду рабочих. Но вместо нее получила бумагу: дом аварийный, изношенный на 62%, требуются расселение и снос, а ремонт нецелесообразен. Тутынина поспешила собирать чемоданы, а вот ее соседи – нет.

– Дом построен в 1980 году, а я поселилась в нем в 1993-м, – объясняет причину остаться в своем жилье Светлана Малая, собственница одной из квартир. – И за все это время в доме не проводилось капремонта. Да и нужен ли он? Полы ровные, с потолка не капает. А отопление настолько хорошо работает, что зимой можно даже на веранде без верхней одежды работать. Зачем мне уезжать куда-то? Вот если бы власти предложили более хорошую квартиру где-нибудь в центре, тогда бы я еще подумала…

В том же году мэрия решила отправить под бульдозер и другие дома на Первомайской улице. Один из них, барак послевоенной постройки, снести удалось легко: жильцы были не против. С домом № 14 возникли проблемы – не все захотели уезжать. Но тогда настойчиво призывать его обитателей переселяться чиновники не стали и на пару лет оставили в покое.

В 2013 году в двери домов на Первомайской постучали серьезные люди: сотрудники асиновского филиала Томского центра технической инвентаризации и члены специально созданной чиновниками комиссии, которая должна была рассчитать, сколько еще стоять этим зданиям. Эксперты с рулетками и другими инструментами осмотрели постройки и спустя какое-то время вынесли уже знакомый вердикт – в домах жить нельзя. Даже процент износа был указан тот же, что и в 2011 году. Через год после этого обследования визит серьезных людей повторился.

Перечитывая акт осмотра дома № 9а, его житель Александр Чириков пытается понять: почему специалисты указали печное отопление, хотя всегда было центральное. А пенсионерка Тамара Копылова из 14-го дома уже который год ищет отдельные входы в каждую квартиру в постройке с двумя подъездами. И Чириков, и Копылова считают, что в документах, которые прислала мэрия Асина, речь идет вообще не об их домах.

И все-таки постройки на Первомайской были внесены в реестр региональной программы по расселению из ветхого и аварийного жилья, хотя были другие кандидаты на включение. Например, в одном из асиновских домов хозяину квартиры от соседа сверху прилетел «подарок» – ванна. Пол от старости проломился, и она упала. Благо никого не прибила. Но, по словам Александра Чирикова, расселять тот дом мэрия не спешит.

Была избушка ледяная…

В 2014 году чиновники предложили достойную, по их мнению, замену домам на Первомайской. Их жильцы, которые препятствовали переезду, и члены Общероссийского народного фронта рассказали, что это за замена. Это бывшее общежитие одного из предприятий, которое передало здание муниципалитету еще 15 лет назад. И пока (до 2013 года) оно стояло заброшенным, оттуда было вынесено все, что было можно, и даже то, что нельзя. Остались только стены. А потому мэрия Асина решила продать постройку на аукционе.

Купил общагу асиновец Андрей Титов за 3 млн (хотя за пяти-этажное здание предлагались и более смешные суммы – 167 тыс., например). Активисты ОНФ подсчитали, что даже пустое здание должно было стоить не меньше 17 млн.

Титов покупке радовался недолго и вскоре продал здание небольшой компании «Томский сварочный центр». За три летних месяца 2014 года фирма отремонтировала общагу, сделав ее пригодной для жилья. И снова продала мэрии. Но не полностью, а только 57 квартир из 75. Их покупка обошлась администрации Асина в 63 млн рублей, а это почти 11% от всей суммы выделенной городу на реализацию программы по расселению ветхого и аварийного жилья. Видимо, ТСЦ сделал из старой общаги настоящий дворец.

– Я зашла в квартиру, которую власти предложили моей соседке Людмиле Здобниковой, – рассказывает Светлана Малая. – И вижу такую картину маслом: в углу зала подтек и лужа. А вход в кухню из спальни! То есть, чтобы приготовить утром завтрак, она должна идти на кухню через комнату, в которой спят дети.

Свидетельств того, что дом построен, мягко говоря, не очень качественно, немного, но они есть. Бывавшие в доме утверждают, что там с осени замерзают окна, а во время дождей протекает крыша. Видимо, есть в квартирах и более серьезные проблемы. Недаром же очевидцы рассказывают, что некоторые переселенцы выкидывали ключи от предложенных квартир и даже грозились себя поджечь, если чиновники им не дадут нормального жилья.

Но Михаил Красильников, глава администрации Асина, никаких недостатков в доме не видит.

– Дом для расселенных из ветхого и аварийного жилья на улице Первомайской жителей восстановлен с нуля, – утверждает чиновник. – В нем полноценные квартиры. А дома у нас не то что за сезон восстанавливаются, вообще за месяц строятся, в том числе те, что в центре. Но жилье там мы дать не можем, потому что оно стоит намного дороже, чем на окраине. Поэтому бывшее общежитие неподалеку от их улицы – самый оптимальный вариант.

В итоге из девятого дома съехала только Людмила Тутынина, а из 14-го – все, кроме Тамары Копыловой. С ней чиновники начали переписываться. Поначалу власти предлагали женщине просто перебраться в бывшее общежитие, но получили отказ. Тогда представители администрации предписали пенсионерке съезжать куда-нибудь, потому что дом будет снесен. Но женщина стояла на своем. Сотрудники мэрии сделали другое предложение: «Назовите цену, мы у вас жилье выкупим». Посовещавшись с соседями из дома напротив (то есть 9а), риелторами и заглянув в газету с объявлениями о продаже квартир, Копылова заявила: «30 тысяч за «квадрат», то есть за всю жилплощадь более миллиона». На что получила примерно такой ответ: «Да вашей квартире красная цена тысяч сто». В общем, стороны не договорились. Не достигли власти понимания и с жителями дома № 9а.

«Аргумент» не аргумент

Еще в 2013 году, после второй экспертизы, Людмила Здобникова обратилась в центр техинвентаризации для оформления документа на приватизацию квартиры. В ответе, который пришел оттуда, износ здания был уже не 62%, а 29. Чтобы не гадать, который из них верный, жители дома № 9а решили провести собственное обследование, для которого пригласили сотрудников частной фирмы «Аргумент».

– Работники фирмы осмотрели, обмерили и отсняли на камеру каждый сантиметр нашего дома, – рассказывает Александр Чириков. – И износ в их заключении – 29%. Да, специалисты написали, что постройка не в идеальном состоянии, есть проблемы, но жить можно.

А вот чиновникам показалось, что доверять фирме нельзя. Один из них даже сказал жильцам, мол, в заключении написано то, что попросили заказчики, они ведь за экспертизу деньги платили.

– Зачем лицензированной организации портить репутацию и подделывать результаты обследования? – недоумевает Александр Чириков.

Раз «Аргумент» для властей не аргумент, протестующие жильцы начали обращаться во всевозможные государственные органы, даже написали в приемную президента России. В результате из Томска приезжали проверяющие, а всей этой историей заинтересовалась прокуратура, которая после выяснения подробностей дела обратилась в суд по поводу действий муниципалитета. А администрация, в свою очередь, решила судиться с жителями Первомайской. И оба заседания проиграла.

Оказалось, что чиновники при обследовании домов не наделили жильцов правом совещательного голоса, как того требует закон. Власти не пригласили специалистов по жилищно-коммунальному надзору и санитарно-эпидемиологической безопасности, а потому провели экспертизу не полностью. Это значит, результаты ее не могут быть действительными.

В общем, теперь паковать чемоданы нерасселенным жителям Первомайской не придется. Они остаются в своих теплых и обжитых домах. Но надолго ли?

TNews774_14_1

Комментарии

Константин Юденко, руководитель рабочей группы «За честные закупки» ОНФ:

– В ходе судебного разбирательства установлено, что администрацией Асиновского городского поселения были грубо нарушены правила жилищного законодательства при признании домов аварийными. Сегодня исковые требования жителей домов по ул. Первомайской, 14 и 9а, удовлетворены, и люди могут остаться в собственных домах. Возникает закономерный вопрос – зачем администрацией Асиновского городского поселения тратились деньги на закупку жилых помещений для переселения, когда дома, признанные аварийными, вовсе таковыми не являются? На этапе формирования региональной адресной программы по расселению граждан из аварийного жилого фонда на некоторые территории были выделены основные средства программы. На Асино и Стрежевой, где проживает чуть более 6% населения области, было распределено 57% средств программы, а именно 2 147 млн рублей. На основании этого активистами Общероссийского народного фронта была инициирована проверка и в Асине, и Стрежевом (она пройдет уже в марте). Мониторинг реализации региональной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда проведет государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

Михаил Красильников, глава администрации Асиновского городского поселения:

– Сотрудники ЦТИ проводили инструментальное обследование домов, а потому с определением процента износа ошибиться не могли. По поводу версии об участии в этой истории китайцев могу сказать, что у нас действительно есть с ними договоренности на предоставление двух участков земли, но совершенно в другом месте. По генплану Асина строительство в промзоне, где находится Первомайская, не предусмотрено. После сноса домов там был бы пустырь до принятия следующего генплана.

Родион Газизов, активист Общероссийского народного фронта:

– Жильцам домов, признанных аварийными, не был предоставлен необходимый набор документов, чтобы понять, по каким причинам их расселяют. Мы осмотрели внешнее состояние зданий, и у нас тоже возникают сомнения, что данные дома нуждаются в расселении. Даже беглый визуальный осмотр зданий и подвальных помещений дает понимание того, что дома находятся в более чем нормальном состоянии. Оценка стоимости двухкомнатной квартиры на сумму 100 тыс. рублей явно заниженная, даже в таком населенном пункте, как Асино. Районная администрация в данном случае злоупотребляет своим положением. Единственным выходом в данной ситуации является обращение в суд.

Сергей Очкин, асиновский общественный деятель:

– Можно назвать огромное количество версий, почему асиновские власти так упорно боролись за расселение и снос двух домов на окраине. И большинство из них будут сводиться к одному – кто-то в этой истории нечист на руку. Как гласит одна из популярных в городе версий, на Первомайскую положили глаз китайские предприниматели. Ведь улица окружена лесопилками, часть из которых принадлежит бизнесменам из Поднебесной. Но насколько версия правдива, сказать трудно.

Чингис Цыренжапов, руководитель Лаборатории экономико-правовых исследований в сфере ЖКХ при ТГАСУ, кандидат юридических наук:

– Я хорошо знаю суть этой истории, был и в домах на Первомайской, и в бывшем общежитии, а потому могу сказать, что власти Асина реализуют региональную программу по расселению аварийных и ветхих домов не совсем правильно. Я бы объяснил их ошибки тем, что механизмы признания домов опасными для проживания еще несовершенны на законодательном уровне, а асиновские чиновники по ряду вопросов не совсем компетентны. Выходов из похожих ситуаций я вижу два: нужно установить общественный надзор за выполнением программы по расселению ветхих и аварийных домов и готовить чиновников более качественно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − пять =