Я б в учителя пошел, пусть меня научат

Легко ли на практике прийти к успеху?

В редакцию пришло письмо от студентки томского колледжа, в котором она с обидой поведала, что с большим трудом устроилась на преддипломную практику в начальной школе. Дело было не в том, что отказали в приглянувшемся месте, наоборот, школа ждала практикантов, а вот родители учащихся были против: нашим детям не нужны стажеры. Точка. В прошлом году, дескать, такая практикантка обидела одного из наших деточек… Спорить с родителями администрация учреждения не стала. Студентку отправили восвояси.

«ТН» решили разобраться, как «работает» производственная практика – этот важнейший механизм вхождения в профессиональную среду молодых специалистов.

Подготовка с прицелом

Производственная практика для студентов вузов и колледжей, без всякого сомнения, как путевка в жизнь, последний довод в пользу самоопределения: мое – не мое. В теории же практика для студентов – важная часть учебного процесса, позволяющая сориентироваться на рынке труда и найти себя в будущей профессии. C прагматичной стороны на производственной практике идут своеобразные карьерные смотрины: работодатель за время третьего семестра присматривается к потенциальным сотрудникам со всех сторон, ведь это надежный способ заманить на предприятие молодого перспективного сотрудника. Так что большинство студентов стараются себя проявить с лучшей стороны, если профессия по сердцу и манит перспективой.

В силу огромной важности производственной практики в вузах и колледжах созданы целостные системы отношений с работодателями. Большинство предприятий региона рекрутируют в свои ряды будущих инженеров, техников, специалистов именно после прохождения ими нескольких курсовых практик с разными задачами. В ряде колледжей заключены договоры с крупнейшими организациями нефтегазового комплекса, предприятиями неф­техимии, лесообработки, пищевой промышленности. И вся эта система воспроизводства кадров безотказно работает десятки лет. Но эффективна ли она в наше время? Вполне, ответили в ТГПУ.

– У нас огромный перечень образовательных программ, для освоения которых большая часть студентов обязательно идет на практику в школы, – поясняет начальник отдела практической подготовки и содействия трудоустройству ТГПУ Галина Титова. – С учебными, в том числе дошкольными, заведениями у нас тесные взаимоотношения, и проблем с устройством на практику нет. Правда, по сложившейся традиции студенты находят себе место практики самостоятельно. Это разумно, потому что многие будущие педагоги потом идут работать туда, где стажировались. Более того, у каждого факультета свой кластер базовых школ, и студенты прикрепляются целенаправленно к мастерам своего дела, педагогам-новаторам. С точки зрения организации практики, у каждого студента своя программа, за выполнение которой он отчитывается. В целом подавляющее большинство студентов остаются очень довольными, особенно активной практикой в качестве учителя в классе и организатора внеклассной работы с детьми.

Стаж начинается от парты

– Производственная практика для некоторых студентов решает не только учебные задачи, но и является своеобразным тонким фильтром, если не чистилищем, – подчеркнула директор Академлицея Олена Починок. – Сразу видно, зачем человек пришел в школу. Есть толковые ребята, будущие коллеги, мы их пестуем и рассчитываем на них, а есть, возможно, случайные попутчики. В этом году сразу несколько человек из учительского вуза пришли на практику и в первый же день положили направления – подпишите, мол, всё, отработали. Естественно, никому не подписала. Что это, ошибка с выбором профессии или нужен только диплом, а в остальном трава не расти? Или думают, что к этой обязательной работе студента можно отнестись формально, мол, кому это нужно? А вот нужно – и государству, и обществу! Сейчас для подготовки и профессионального роста молодых учителей все есть: первоклассное оборудование, великолепные наставники-педагоги, методическое оснащение. Предполагаю, что формальное настроение некоторых студентов обусловлено ослаблением контроля и снижением статуса производственной практики. Не сомневаюсь, что руководители факультетов, заведующие кафедрами сильно заняты, но если они заинтересованы в успешной практике своих студентов, то мало озаботиться лишь подписанием договора о сотрудничестве с учреждением-площадкой. Что касается участия педагогов и родителей в работе со студентами, то в Академлицее весьма довольны уровнем подготовки и степенью желания работать студентов педагогического колледжа. В этом случае особенно хочется помочь молодому коллеге освоить тайны профессии. Относительно родителей, то многие из них активны, лояльны к новшествам, а претензий относительно работы практикантов мы не допускаем, потому что оценка педагогического труда у нас – исключительная прерогатива учительского сообщества.

Есть примеры давно устоявшихся конструктивных связей, основанных на уважительном паритете к решению проблемы подготовки, как у Томского медицинского базового колледжа и станции скорой помощи.

– Уже на первой учебной практике большинство студентов хотят попасть на работу в скорую помощь, – с удовольствием рассказывает главный фельдшер станции медицинской помощи Надежда Мясникова. – А вообще ребята и девчата проходят у нас три практики. Как правило, набирается до 70 человек. Распределяем их по подстанциям (по нормативам в Томске необходимо 68 бригад из двух фельдшеров, в наличии – 42). На первом курсе – учебная стажировка, со второго уже производственная. Они сразу вовлекаются в полноценный процесс: получают практические знания по теории, отрабатывают манипуляции на манекенах и ездят на вызовы. Каждый практикант для нас значим, каждого мы опекаем, так ведь и они идут с большим желанием. Для них же это шанс попробовать себя в профессии заранее. Полученные навыки помогают в главном – спасении людей, в борьбе за жизнь и здоровье.

За реакциями и умениями каждого из них наблюдают опытные сотрудники. Присматривают, дают рекомендации руководству: кто сможет принять единственное правильное решение, а кто вряд ли справится в острой ситуации. На преддипломной практике они уже ездят по адресам к пациентам полноценным вторым номером в бригаде с обязательным последующим разбором полетов. А это опыт, который дорогого стоит, и закалка характера. Уже в качестве сотрудника скорой помощи выпускники колледжа только через три месяца допускаются к самостоятельной работе. И всегда с напутствием: не тушуйтесь, не паникуйте, вы все знаете и умеете действовать и думать быстро. Ведь фельдшер – это универсал: он и хирург, и терапевт, и анестезиолог.

– Знаете, как говорят на станции? – улыбается главный наставник Надежда Андреевна. – Если врач – умная голова, то фельдшер – умная голова и золотые руки! А сколько технически сложного оборудования им нужно освоить! У профессии большое технологическое будущее – от умения работать с аппаратурой и инструментарием до навыков пилотирования квадрокоптеров и дистанционного обмена большими данными с консультантами.

Практика наоборот

У каждой системы бывают сбои, и они, как правило, связаны с имманентными (внутренне присущими) проблемами. То, что произошло с автором письма, ­относится не только к нарушению этических и даже элементарных человеческих норм. Под сомнением оказалась построенная в 1990-х годах конструкция отношений школа – дети – родители. К ней вопросов возникает множество.

Хорошо это или плохо для общества – подконтрольный со всех сторон школьный учитель? Правы ли родители, которые без педагогического образования диктуют, как надо учить их детей? Как вести себя педколлективу, когда он сталкивается с жалобами от родителей? Какие права есть у родителей? Каким образом лучше организовать взаимодействие школы с конфликтными родителями?

Небольшой экспресс-опрос родителей из разных школ Томска по отношению к данной проблеме показал, что мнения разнятся.

Ирина Б.:

– Почему на наших детях должны ставить кадровые эксперименты? Разве их недостаточно в чехарде с учителями? А если второклассникам трудно перестраиваться к новому человеку? Это чувствуется.

Елена К.:

– Я думаю, что неправильно повело себя руководство школы. Они должны были пресечь хотелки родителей, никого не слушать, а взять студентку на практику и защитить.

Сергей Б.:

– Испокон веков студенты идут на практику. А как получить инженера или врача без допуска к предмету работы?

Так ныне сложилось, что многие родители внимательно следят за учебным процессом. Едва ли не с первого дня обучения кровинушки, прочитав гору литературы и проштудировав просторы Интернета, они активно участвуют в школьной жизни ребенка, держат под контролем педагогов и воспитателей, дают советы и критикуют каждую оценку.

В свою очередь учителя воспринимают вмешательство родителей в учебный процесс как вторжение слона в посудную лавку. Не секрет, что статус учителя в современной школе изменился радикально. Теперь это больше менеджер, предоставляющий заказчику определенный объем знаний по стандартной методике. А пресловутый подход к образованию как сфере услуг дает полное право родителям считать себя заказчиками этих самых услуг. И если это люди с хорошим достатком, не привыкшие выбрасывать деньги на ветер, то они с самого первого дня желают получать очевидные свидетельства того, как их чадо, вгрызаясь в гранит науки, несется к вершинам успешной карьеры.

Самая главная проблема состоит в том, что сегодня между школой и родителями не хватает доверия. Очевидно, что для гармоничного развития личности ребенка и во имя его будущего необходимо принять за аксиому фразу «Семья должна стать хорошей школой, а школа – хорошей семьей». Жизненно необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Важно научиться администрации школы, родителям, педагогам выстраивать и грамотно соблюдать границы ответственности. Нужно четко определить, за что отвечает учитель, что остается на усмотрение родителей и какова мера ответственности самого юного участника процесса образования – ребенка. Только гармоничное сотрудничество может стать залогом успешной воспитательной и учебной деятельности.

Только если не будет молодого, энергичного, пытливого и обученного по всем современным методикам учителя, находящегося под присмотром наставников, то достойного будущего у российской школы, в которой педагогов от 45 лет и старше больше половины, может и не случиться. Пусть же, чуть перефразируя Конфуция, растут все цветы, ибо путь опыта самый трудный. Не мешайте, всему свое время.

Автор: Анатолий Алексеев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 1 =