Ярослав Ткаленко: «Оркестру нужна твердая рука и открытые уши»

Томский симфонический оркестр наконец обрел руководителя. Накануне первого концертного выступления в должности главного дирижера ТАСО Ярослав Ткаленко рассказал «ТН» о том, почему он принял приглашение филармонии, и поделился своим видением предстоящей работы.

Интересные задачи

С томскими музыкантами Ярослав Ткаленко, дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской, познакомился несколько лет назад. И тогда, и во время второго визита в Томск осенью минувшего года для постановки оперы «Евгений Онегин» между оркестром и дирижером возникло взаимопонимание, которое Ярослав Владимирович называет в числе причин того, что он занял должность главного дирижера ТАСО.

– На то, что я принял приглашение филармонии, повлияли два главных фактора – это возможность решения интересных мне профессиональных, творческих, музыкантских задач и личностный контакт, взаимопонимание с оркестром. Это не первая моя встреча с коллективом, и приятно, что оба раза меня принимали очень тепло. Кроме того, когда есть возможность постоянно работать с одним коллективом, появляется возможность привить оркестру некие профессиональные принципы, что сложнее, если работаешь короткое время с разными коллективами. Я говорю про хороший строй, красивый звук, баланс между разными группами инструментов – оркестр, у которого всё это есть, звучит по-другому.

Немало проблем накопилось и в силу того, что у музыкантов много лет не было постоянного руководителя, который бы не только учился и набивал руку на оркестре, но и приносил пользу коллективу. Сейчас оркестру нужна твердая рука и открытые уши, готовые слушать, слышать и направлять.

Старое и новое

В новой должности Ярослав Владимирович успел подготовить с оркестром две концертные программы, а также обозначил приоритетные направления будущей работы. В их числе он называет совершенствование репертуара, привлечение нового слушателя, решение кадровых проблем. На сегодняшний день для полного звучания оркестру не хватает около 35 музыкантов (и, соответственно, инструментов), тем, кто есть, приходится форсировать звук – играть впятером за десятерых, а это сразу слышно, говорит дирижер.

– Безусловно, основой репертуара останется проверенная столетиями классика, жизнь человеческого духа в этой музыке отражена многообразно и талантливо. Тем не менее наша задача – находить нового слушателя, в первую очередь молодого. Мы должны играть музыку, близкую к его вкусам: и популярную классику, и музыку из кинофильмов, возможно сотрудничество оркестра с какими-нибудь рок-коллективами, что имеет большую популярность во всем мире, и ведущие оркестры мира этого не чураются.

Очень хочется замахнуться в следующем сезоне на оперные проекты, они пользуются спросом у публики, да и у меня самого достаточно большой опыт в дирижировании именно оперной музыкой. Конечно, осуществлять полноценные оперные постановки на сцене филармонии пока невозможно ни по финансовым, ни по техническим причинам. Но в полуконцертном варианте местными силами и с помощью приглашенных солистов, я думаю, это вполне реально.

 Живое звучание

У нового руководителя оркестра есть и большое желание осваивать новые площадки, университетские например. По словам Ярослава Ткаленко, нужно искать и идти навстречу новой публике.

– Я уже объяснял музыкантам, с чем мы сегодня конкурируем: глобализация – она и в музыке, и она требует от нас выступления на высочайшем уровне, потому что у слушателя всегда есть альтернатива: он может найти в Интернете и в записях любое произведение в самом прекрасном исполнении. Смысл классики, исполняемой вживую, в том, что на концерте человек погружается в музыку целиком, ни на что не отвлекаясь. Когда происходит такое погружение, тем более коллективное, впечатления от музыки намного глубже, и человек уходит гораздо более наполненным.

Роль оркестра в этом случае – создать атмосферу. Нам не нужно открывать Америку, надо лишь, чтобы уже открытые континенты предстали для слушателя во всей красе. Чтобы после посещения концерта у человека появилось желание прийти сюда снова.

СПРАВКА «ТН»

Ярослав Ткаленко окончил аспирантуру Российской академии музыки им. Гнесиных, стажировался в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немирови-ча-Данченко и в Государственном симфоническом оркестре Московской филармонии. Занимал должность главного дирижера Московского детского музыкально-драматического театра, руководил камерным оркестром старинной музыки «Королевский двор». В 2006 году был ассистентом М. Ростроповича в постановке спектакля С. Прокофьева «Война и мир» в Большом театре. С 2003 года – дирижер Центра оперного пения Г.П. Вишневской.

СКАЗАНО

Превратности судьбы: из самых ранних детских неприятных воспоминаний одно – полное неприятие классики, когда ее передавали по телевизору, второе – страх, когда я по тому же телевизору видел соревнования по плаванию. В результате я учился в спецклассе по плаванию и профессионально занимаюсь классической музыкой.

 

По поводу популяризации классики: когда это касается упрощения и гениальные мелодии звучат под «ум-ца-ца» перкуссии или Моцарт слышится из мобильника – это профанация, это коробит. Совсем уж «Макдоналдс» делать из классической музыки нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − два =